Рейтинг@Mail.ru
Как забыли о стране, потерявшей два лайнера за пять месяцев - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как забыли о стране, потерявшей два лайнера за пять месяцев

Читать ria.ru в
Дзен
В атмосфере обвинений и догадок, которыми окутана трагедия с упавшим на Украине Boeing, забылось главное - страна, которая стала одной из пострадавших сторон в этой истории. Малайзия, напоминает Дмитрий Косырев, еще не успела оправиться от авиакатастрофы с рейсом MH370, поиски которого до сих пор ведутся у побережья Австралии.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"

Удивительное дело: во всей вакханалии обвинений и санкций против России после катастрофы "Боинга" чего-то важного не замечают. А именно: целую страну, да еще и ключевую в этой истории. Чей лайнер упал 17 июля на юго-востоке Украины? Малайзийский. И что говорят, думают, чувствуют по этому поводу в самой Малайзии? Кое-кого, похоже, это попросту не интересует, по той простой причине, что ключевой пострадавший в этой истории демонстрирует поведение, которое не назовешь иначе как образцовым: он хочет получить твердые факты, а потом делать выводы. В общем, Малайзия и малайзийцы в дни, по сути, их национального кризиса вызывают огромное уважение.

Тихое горе

Цветы у посольства Нидерландов в Москве в память о погибших пассажирах и членах экипажа лайнера Boeing 777 Малайзийских авиалиний
Жертвы рейса MH17. СМИ рассказывают истории погибших пассажиров
На борту рейса MH17, как известно, больше всего было голландцев — 193 пассажира, малайзийцев погибло 43, включая команду из 15 человек. А пять месяцев назад тот же национальный авиаперевозчик страны потерял связь с рейсом MH370, который летел в Пекин. Да, ищут его до сих пор — у побережья Австралии. Что произошло, так и непонятно. Там, из 239 человек на борту, малайзийцев было 50. Все вместе — страшный двойной удар для авиакомпании и всей нации.

Они горевали очень тихо, в том числе потому, что до понедельника был мусульманский пост, требовавший сосредоточенности и строгости.

Накануне праздника Хари Райя (у нас это Курбан-байрам) премьер-министр Наджиб Тун Разак встречался с членами семей погибших на том и другом самолете; обращался к нации со словами о том, что выпавшие стране испытания помогут укрепить ее силу и выносливость.

Праздник получился грустный.

А политика — тот же премьер внес в парламент единогласно принятый затем документ.

В нем (и во вступительном обращении Наджиба Тун Разака) есть такие слова: необходимо полное расследование, чтобы определить, почему упал самолет, был ли он сбит ракетой, кто запустил ее, кто и кому ее поставил, каковы были мотивы этих действий. Была ли это спланированная атака или ошибка. Для всего этого требуются четкие и подробные свидетельства, и только неопровержимые улики будут приняты во внимание.

Но если "утверждения правдивы" (да-да, те самые, про ополченцев), тогда Малайзия осуждает бесчеловечную акцию тех сил, которые, "как полагают, сбили MH17".

Заметьте, здесь хочется подписаться под каждым словом.

Поисковые работы на месте крушения малазийского лайнера Boeing 777 в районе Шахтерска
Лавров: в расследовании ЧП с Boeing больше вопросов, чем ответов
Повлияло ли на позицию малайзийцев то, что они так до сих пор и не знают, что случилось с самолетом, улетевшим в направлении, противоположном тому, куда должен был следовать. И люди хотят просто узнать правду о том, что это было? Или для того, чтобы говорить и делать очевидные вещи, не надо таких трагедий?

Но, конечно, связь тут есть. Примерно такая: для малайзийцев очень понятно, что и в нынешнем, украинском, случае твердых фактов о том, что же случилось, вполне может не быть никогда. В точности как нет их и по поводу первого потерянного самолета. Две неизвестности. Это много.

Телефонная дипломатия премьера

При этом не надо думать, что власти страны лишь скорбели и делали заявления. Оказалось, что сам премьер-министр вел телефонные переговоры с премьер-министром Донецкой народной республики Александром Бородаем для того, чтобы на контролируемой ополченцами территории экспертов допустили на место катастрофы. И успешно с ним договорился. Более того, договорились они и о том, что регистраторы получает в свои руки именно Малайзия. Далее же эти приборы международная команда инспекторов передала в Фарнборо, Великобритания, для расшифровки — впрочем, эта часть истории известна.

Менее известно то, как восприняли малайзийские власти пришедшие в понедельник сообщения о том, что в зоне катастрофы, где еще остаются тела погибших, украинская армия и киевские военные формирования начали военные действия, по сути сорвав поисковую операцию. То была главная новость понедельничного вечера; ведь получилось, что малайзийский премьер договаривался с Бородаем зря.

Обломки лайнера Boeing 777 Малайзийских авиалиний в Донецкой области.
Малайзийские полицейские отправятся на место крушения Boeing в среду
Раньше, впрочем, премьер высказал пару слов насчет того, что разочарован — донецкие ополченцы не смогли обеспечить охрану и контроль территории, где лежат обломки и тела.

А еще есть известная малайзийцам история переводчика их большой делегации на месте катастрофы.

Им стал 26-летний детский врач Мухамад Акмал из больницы на Ампанге (часть столицы), который шесть лет учился в России. Он далеко не единственный малайзиец с нашим медицинским образованием. Ахмад не колебался, предлагая свои услуги и отправляясь на далекую и небезопасную Украину…

И это не все. Заметным событием стало заявление коммерческого директора "Малайзийских авиалиний", приглашенного специалиста Хью Данливи, насчет того, что авиакомпании — не разведывательные службы, но на них лежит ответственность за безопасность пассажиров.

А раз так, считает он, то после украинской истории нельзя больше полагаться на любые местные власти и их представления о том, что такое безопасные маршруты. Власти эти дали лайнеру MH17 "безопасный коридор", и вот что получилось. Значит, всем авиалиниям мира надо пересмотреть свое отношение к тому, какие коридоры безопасны на самом деле, и решать такие вопросы самим.

Как и кого наказывать

Но вернемся к позиции малайзийских властей о том, как нужно расследовать эту историю. В минувший понедельник российский министр иностранных дел Сергей Лавров давал пресс-конференцию, на которой, если внимательно посмотреть, есть чуть не текстуальные совпадения с резолюцией парламента Малайзии и словами ее премьера. В частности, о том, что Совет Безопасности ООН принял резолюцию, требующую "проведения незамедлительного, беспристрастного и независимого расследования".

Вообще весь настрой общества, весь малайзийский информационный фон расследования украинской катастрофы подчеркнуто сдержанные и объективные. Сначала антироссийские настроения были, и объясняется это легко. Местные СМИ вынуждены полагаться на информацию международных агентств. А потом, в том числе благодаря позиции властей, и не только их, ситуация изменилась.

Но это не значит, что в этой стране никто не хочет наказать виновных. На днях в The Star опубликован материал одного из уважаемых местных юристов Роберта Тана о том, что можно сделать, когда будут факты.

То, что ему неизвестна история со сбитым украинскими военными в октябре 2001 года российским рейсом 1812 из Тель-Авива — этого следовало ожидать. Агентства эту историю как-то не очень любят. Зато Тан вспоминает два других случая — конечно же, сбитый советскими истребителями в сентябре 1983 года корейский рейс 007 над Сахалином, и… не очень часто вспоминающийся сегодня случай 3 июля 1988 года, когда американский ракетный крейсер по ошибке сбил иранский лайнер (рейс 655) над Персидским заливом, погибли 290 человек. Кстати, напоминает Тан, в обоих случаях конкретные виновные не были наказаны…

А как их наказать? Малайзийский юрист размышляет: есть Международный уголовный суд. Но Малайзия и Россия не подписались под учредившим его документом, а Украина принимает юрисдикцию суда только на события периода между 21 ноября 2013-го и 22 февраля 2014 года — вот такая интересная история.

Но можно вести процесс в обычных судах той или иной страны. Говорят, что в чем-то виновата Россия как государство? Хорошо, тогда, напоминает юрист, суд должен будет доказать, что есть улики насчет того, например, что донецкие сепаратисты запустили ракету по прямой инструкции России именно как государства. Или же если Россия официально примет на себя ответственность за действия последних.

Но сначала должны появиться факты…

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала