Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Олегу Янковскому – 70 лет.
Янковский сыграл почти две сотни ролей в кино и театре: царей и баронов, патриархов и поэтов, волшебников и тиранов, Ленина и Гамлета, Мышкина и Каренина. Но лучше всего ему удалось передать сложную натуру "русского интеллигента": рефлексирующего, неустроенного, находящегося в вечном поиске самого себя. Такого близкого для каждого из нас.
"У нас были герои, которых олицетворял Рыбников, потом послевоенные годы потребовали романтического героя – Олег Стриженов играл. Потом понадобился интеллектуальный герой – появился Баталов и более изощренный – Смоктуновский. А потом время потребовало ответить: где дети разбросанной по миру интеллигенции, чем они занимаются? И на эту роль появился Олег Янковский", – так сам артист оценивал свой образ.
Например, рассказывают, что Олег Янковский пришел в Саратовское театральное училище, когда вступительные экзамены там уже закончились. Пришел просто, чтобы узнать условия поступления. Когда он назвал свою фамилию, ему сказали: "Вы зачислены. Ждем вас в сентябре". Оказалось, что экзамены тайком сдавал его брат – Николай Янковский, а учиться пошел Олег.
Возможно, все было не совсем так, но и после творческая биография Янковского точно развивалась по формуле "случайность – логика судьбы". Вполне возможно, он так бы и остался "мужем звезды Саратовского театра Людмилы Зориной", если бы однажды их город не приехала съемочная группа фильма "Щит и меч". Режиссер Владимир Басов как раз подыскивал актера на роль Генриха Шварцкопфа. В кафе он увидел молодого человека "с типичной арийской внешностью". Басов согласился, что молодой человек подошел бы идеально, но "он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?" А потом встретили молодого человека "с умным лицом" на Мосфильме, где тот пробовался на роль в фильме "Служили два товарища". Почти одновременно в 1968 году вышло сразу две картины, после которых Олег Янковский стал знаменит.
В начале кинокарьеры, как это ни странно, характерная ярко выраженная интеллигентская внешность Янковского скорее мешала ему. Например, сценарист Григорий Горин не видел его в роли барона Мюнхгаузена – слишком серьезный. И если бы Марк Захаров не настоял, Янковский не сыграл бы одну из самых своих ярких ролей, а зритель не получил бы одного из самых любимых героев.
Мюнхгаузен открыл совершенно неожиданную сторону таланта Олега Янковского – комедийную.
"Когда мы с Марком обсуждали, как играть Мюнхгаузена, он вспомнил такую притчу: распяли человека и спрашивают: "Ну, как тебе там?" – "Да ничего… Только улыбаться больно". Мюнхгаузен идет обходным путем, и, наверное, в этом его сила. Выйти на площадь и кричать о своих убеждениях – не самый сложный путь", – вспоминал артист.
В результате он создал экране точный образ ироничного, остроумного, одинокого, непонятого толпой интеллигента-правдоискателя. "Янковский очень трепетно аккумулировал в себе нашу общую печаль", – говорил режиссер Марк Захаров.
Оператор, который работал над фильмом "Тот самый Мюнхгаузен", восхищался Янковским, его лицом, которое с любого ракурса выглядит сложным и интересным.
"Молча же смотреть на этот мир не может никто лучше Янковского", – говорил сценарист Григорий Горин.
Наиболее ярко этот удивительное качество артиста появилось в "Полетах во сне и наяву" (1982), где Янковский сыграл буквально героя нашего времени: этого вечного "плохого хорошего человека", который то плачет, то издевается, то вызывает острую неприязнь, а через минуту – жалость. Потому что Макаров, герой Янковского – живой человек, и все мы немного такие.
"Какую бы сложную роль ты ни играл, из театра ты должен выходить не Петром I, а Олегом Янковским", – говорил актер. Сам Олег Янковский, выходя из театра, становился очень обаятельным, верным, остроумным человеком.
"Умное лицо – это еще не признак ума, господа", – говорил барон Мюнхгаузен. Тем, кто знал Олега Янковского лично, лучше всего запомнилась невероятная лучистая улыбка на его "умном лице".