Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.
Традиционно назначаемое на выходные народное вече 26 января было отменено в связи, как было заявлено руководством украинской оппозиции, с прощанием в Михайловском соборе с Михаилом Жизневским, погибшим в противостоянии протестующих с милицией на улице Грушевского. Однако случившаяся пауза в массовых выступлениях, возможно, оказалась кстати и для оппозиции, и для власти после бурной пережитой недели.
Возможно даже, что договоренность о снижении градуса борьбы хотя бы на одно воскресенье стало следствием переговоров между президентом Януковичем и тройкой лидеров оппозиционных лидеров, Олегом Тягнибоком, Арсением Яценюком и Виталием Кличко. Тем более что в ходе этих переговоров со стороны власти прозвучали такие предложения, что пауза, в самом деле, могла потребоваться обеим сторонам.
Вперед, к старой конституции
Время против власти
Однако власть впервые с начала кризиса действует в обстоятельствах, когда время работает против нее. Насчет этого можно было строить иллюзии оппозиции на Майдане до столкновений на Грушевского. Даже после их начала. Однако сейчас каждый новый день противостояния для власти чреват новыми потерями, что подтверждается регулярными сводками из регионов.
Поэтому, возможно, предложение, сделанное Арсению Яценюку, с тактической точки зрения вполне логично.
Ловушка для всех
Украинский политолог Вадим Карасев предлагает искать суть президентской игры в том, что предложение стать премьером сделано самому непопулярному политику из всей оппозиционной тройки. И это, по его мнению, может внести раскол не только в отношения между лидерами оппозиции и Майданом, который скептически относится к любому компромиссу, но и между самими лидерами.
Как заметил один из ветеранов оранжевой революции Петр Порошенко, оппозиция так и отнеслась к идее Януковича — как к ловушке. Поэтому, возможно, она отнеслась к нему настолько всерьез, что, словно в чемпионском шахматном матче, всей командой взяли время на анализ следующего хода.
С одной стороны, лукавство своего предложения власть будто и не скрывает. Согласится оппозиция – значит, предаст чаяния Майдана, который вошел во вкус и верит в полную победу. К тому же, стать премьером в стране, находящейся на грани дефолта накануне выборов – все равно, что начать политическую карьеру в позиции ответственного за сельское хозяйство. Откажется оппозиция – значит, признается, что боится ответственности, и к тому же весь мир увидит, кто готов на жертвенный компромисс, а кто — за продолжение силового столкновения.
Поэтому, судя по всему, оппозиционеры всерьез отнеслись к участию во власти. Во всяком случае, выдвижение жестких, но теоретически выполнимых условий своего согласия – ответный ход, над которым, возможно, придется поломать голову власти. Она уже обозначила пределы компромисса, и эти пределы выглядели бы впечатляюще еще дня три назад, но время уже не за власть. Теперь оппозиция, перехватившая инициативу, предлагает новую конфигурацию этих пределов.
И логика возможного развития событий может исходить из того, что обе стороны заинтересованы в сужении майданной политической самостийности. Последние дни позволили лидерам оппозиции в определенной степени если не взять протест под контроль, то, по крайней мере, вернуть себе статус хотя бы формальных лидеров протеста. При этом характер властных предложений отделяет умеренных лидеров от радикалов, и даже Олег Тягнибок как бы выведен из числа основных соискателей плодов будущего компромисса. Но даже в этих условиях оппозиционеры не могут не понимать, что успех в их борьбе на два фронта – против власти и своих радикалов – временный и, возможно, кратковременный.
Потому, чем бы ни закончилась нынешняя дискуссия об участии в правительстве, обе стороны, видимо, будут продолжать поиски компромисса в политической плоскости. Власть уже, кажется, осознала, что ее силовой ресурс близок к истощению, и ей, возможно, уже завтра придется бороться за ничью на условиях оппонента. Но и оппоненты, кажется, не испытывают восторга по поводу победоносности своей армии, в которой они — командиры исключительно формальные.
Судя по всему, несколько меняет тональность и Запад: давление следует оказывать не только на власть, но и на оппозицию. Виктор Янукович, возможно, будет готов к компромиссу, который позволит ему дотянуть до выборов, пусть даже досрочных. Досрочные выборы, к которым никто не готов, предпочтительнее любой революции и для нехаризматичных лидеров Майдана.