Рейтинг@Mail.ru
"Мосфильм": от грез на голодный желудок до русского Голливуда - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Мосфильм": от грез на голодный желудок до русского Голливуда

© Фото : Mosfilm Киностудия "Мосфильм"
Киностудия Мосфильм
Читать ria.ru в
На самом деле датой рождения "Мосфильма" можно было бы считать тот день, когда Ленин сказал наркому Луначарскому знаменитую фразу про кино, считает Наталья Афанасьева.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

Киностудия Мосфильм
Киноконцерн "Мосфильм"
24 января "Мосфильм" отмечает свой 90-летний юбилей. Именно в этот день в 1924 году состоялась премьера картины "На крыльях ввысь!" — героического повествования о русском инженере Глаголеве и его сыне Борисе, авиаторе-конструкторе, ставшем в годы гражданской войны красноармейцем. Этот фильм режиссера Бориса Михина стал первым, снятым на первой советской фабрике грез.

По своим техническим возможностям "Мосфильм" даже сегодня почти не имеет аналогов в мире, а 90 лет назад, когда среди голода и разрухи было решено построить лучшую в мире киностудию, это выглядело победой духа над материей.

Кино, цирк и электричество

Сначала фильмы под маркой Первая фабрика Госкино (ставшей впоследствии "Мосфильмом") снимали в старом доме на Житной — на бывшей кинофабрике Александра Ханжонкова. Киностудию на Ленинских горах, аналога которой не было тогда в Европе, начали строить только три года спустя, а торжественное открытие первого корпуса состоялось в 1931 году.

© Фото : предоставлено киностудией "Мосфильм"Киностудия "Мосфильм", 1929 год
Киностудия Мосфильм, 1929 год

Хотя на самом деле датой рождения "Мосфильма" можно было бы считать тот день, когда Владимир Ильич Ленин сказал наркому Луначарскому: "Вот вы у нас слывете покровителем искусств. Так вот, вы должны твердо помнить, что пока народ безграмотен, для нас важнейшим из искусств являются кино и цирк". Эти слова — без "цирка", разумеется, долгие годы украшали главный вход киностудии.

Следует понимать, в какой обстановке были сказаны эти слова. В 1919 году кинофабрики и кинотеатры были национализированы и разграблены, в стране не было ни камер, ни пленки, ни хлеба. Но нужна была идея, нужна была мечта — а грезы на голодный желудок требуются особенно яркие.

Первые мосфильмовские шедевры рождались как подвиг. Режиссер Лев Кулешов описывает в своих воспоминаниях, как проходили съемки картины "Невероятные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924). Следуя его художественному замыслу, съемочную площадку все время поливали водой. Актеры самоотверженно мерзли на морозе, а старые провода, намокнув, били их током.

Артистка Хохлова уверяла, что "электричество помогает ей лучше переживать роль". "Какие это были трудные и прекрасные дни", — восклицает Кулешов.

Рабочий и колхозница

Ни для кого не секрет, что "Мосфильм" строили как ответ Голливуду — чего-то аналогичного этой фабрике, с полным технологическим циклом производства, где можно, не выходя за ограду, сделать фильм от начала до конца, не было больше нигде, да и сейчас не так много в мире.

Гигантский завод по производству мечты многие годы для страны был едва ли не важнее хлеба. В 1941 году, когда фашисты бомбили Москву, Иван Пырьев, который, как сотни других мосфильмовцев, записался добровольцем на фронт, приказом Сталина был возвращен на студию, чтобы доснять фильм "Свинарка и пастух" — духоподъемную комедию о любви дагестанского пастуха Мусаиба и Глаши.

Всю войну на "Мосфильме" снимали кино. Всего же за 90 лет здесь было произведено больше двух с половиной тысяч фильмов. Некоторые из них — настоящие шедевры, которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Очень много крепких, любимых зрителями картин — заставка "Рабочий и колхозница" всегда воспринималась как знак качества.

Почти все, что было сделано на "Мосфильме" (ну, по крайней мере, до 1990-х годов) отличается каким-то особым настроением — его не добьешься ни технологиями, ни деньгами. Видимо, достигалось это особыми отношениями, которые объединяли работников студии. Абсолютно все, кому довелось поработать на "Мосфильме", говорят о нем как о своем доме.

Первые обитатели появились на студии, когда на этом месте был еще хутор Потылиха, утопающий в яблонях и кленах. Дорога заканчивалась у железнодорожного моста, а дальше надо было карабкаться в гору. На территории студии стоял дом, где жили творцы, а напротив ДПЦ — дом подсобных цехов, в котором после войны было устроено общежитие для мосфильмовцев попроще. Эти люди долгие годы жили жизнью первопроходцев: они женились, рожали детей, разводились, и все это — не выходя из творческого процесса.

© РИА Новости / С. Соловьев | Перейти в медиабанкКиностудия "Мосфильм". Лаборатория комбинированных съемок
Киностудия Мосфильм. Лаборатория комбинированных съемок

Именно так сложилась атмосфера этого места — колорит огромной коммунальной квартиры, населенной родственниками разной степени близости.

В лучшие годы здесь работало до пяти тысяч человек. Это были люди разных профессий, начиная от режиссеров и актеров и заканчивая пиротехниками и техническим персоналом.

Золотой фонд помог выжить

Уникальность "Мосфильма" заключалась в том, что попав сюда, человек сталкивался со всем миром советского кино. Здесь все были связаны, сложившаяся на одной картине съемочная группа не распадалась потом еще долгие годы, гримерша С. отказывалась ехать в киноэкспедицию без осветителя М., а кладовщик просил дать ему сценарий, чтобы понимать суть фильма и участвовать в обсуждении.

В подвале техники выращивали шампиньоны и потом всех кормили супом, а яблони, которые посадил еще Довженко, давали вкусные яблоки, из которых в столовой варили компоты. Это было общежитие и сотрудничество.

В этом огромном доме все находились в каких-то отношениях, личных и творческих. Вот почему когда этот дом разорился и опустел, здесь стало так страшно. Примерно с 1989 года, когда государство перестало давать "Мосфильму" деньги, здесь началась десятилетняя смута: время безработицы и отчаяния. По темным коридорам бегали собаки и крысы, а в съемочных павильонах были устроены склады мебели.

Сегодня "Мосфильм" — вполне себе успешно работающее госпредприятие, здесь снимается множество фильмов, еще больше — сериалов. Выжить помогло наследство — права на "золотой фонд", на значительную часть коллекции советского кино.

Нельзя сказать, что нынешние обитатели "Мосфильма" сохранили и дух этого места. Он больше не похож на коммуналку — ее расселили и превратили в престижную квартиру в центре, поставили перегородки и сделали евроремонт, что, разумеется, не могло не сказаться и на отношениях, и на общей атмосфере.

Но у каждого времени свои грезы — а значит, и фабрика, их производящая, должна меняться.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала