Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Журнал "Артгид" обнародовал собственный рейтинг самых главных персон художественной жизни России и самых важных художников за 2013 год.
Самыми влиятельными фигурами в российском искусстве экспертами издания были признаны участницы группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина, которые как раз вышли из колонии, где отбывали срок за так называемый панк-молебен, устроенный ими в Храме Христа Спасителя почти два года назад, в марте 2011 года.
А самым влиятельным художником года назван Петр Павленский, получивший известность благодаря акции, в ходе которой он прибил свою мошонку гвоздем к каменной брусчатке на Красной площади. Сегодня Павленскому грозит обвинение по той же статье, по которой свой срок получили и члены Pussy Riot – хулиганство "по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы".
Можно не соглашаться с рейтингом двенадцати экспертов "Артгида", но они, сознательно или нет, обозначили главный тренд российской культурной жизни: сегодня художник в России не просто больше, чем художник. Он – вообще не художник в традиционном смысле этого слова, а скорее общественный деятель.
От такого художника ждут прежде всего высказывания, желательно – политического, причем такого, чтобы какая-нибудь "социальная группа" почувствовала на себе "мотивы ненависти или вражды".
Прибить и сплясать
Конечно, современное искусство – это вообще довольно часто жест и провокация. Но в России сегодня для того, чтобы "художника" и его "произведение" признали по-настоящему выдающимся, он должен стать "жертвой". Так или иначе.
Именно так человек, который прибил собственные гениталии к брусчатке на главной площади страны для того, чтобы выразить протест против "полицейского государства и апатичного отношения общества к таковому", оказался во главе художественного процесса. Как говорится, заслужил.
Художественный выбор прокуратуры
Можно, конечно, назвать рейтинг "Артгида" умышленно провокационным, но это коллективный выбор арт-критиков, журналистов, кураторов, искусствоведов, которые смотрят на процесс изнутри.
Однако ровно так же картина выглядит и со стороны. Вряд ли хоть одного современного российского культурного деятеля на Западе сегодня знают так хорошо, как девушек из Pussy Riot. О них пишут самые солидные СМИ, о них говорят самые популярные звезды.
Да и простой турист из Европы нынче, приезжая в Москву, фотографирует Храм Христа Спасителя первым делом как место, где девушки "плясали на амвоне".
А если его отпустят, то, увидите, все очень быстро забудут о его радикальном "художественном высказывании". Как мало кто в свое время обратил внимание на выступление тех же Pussy Riot на Кремлевской стене.
Вот и выходит, что в России органы власти сегодня оказались втянуты в художественный процесс. Более того – они становятся самым влиятельным коллективным художественным деятелем. Такое впечатление, что именно от их решений теперь зависит, насколько высоко будет оценено критиками то или иное "произведение" или "высказывание", признают ли его выдающимся.
Следствие и суд, инициируя или рассматривая подобные дела, теперь должны помнить, что определяют не только то, виновен ли гражданин, тающий себя художником или артистом. Они еще и решают, прогремит ли на весь мир имя подследственного – или его художественный акт останется просто мелкой выходкой.
А это тяжкая ответственность. С такими решениями входят в историю.