Владимир Сычев, руководитель группы "Новости науки" РИА Новости.
Итак, имена лауреатов Нобелевской премии 2013 по физике известны, ее ожидаемо получили Питер Хиггс со своим коллегой Франсуа Энглером за теоретическое предсказание существование бозона Хиггса.
Этому бозону вообще теперь нужно сказать спасибо за то, что он есть. Спасибо не потому, что благодаря ему возникает масса у элементарных частиц – а потому, что чуть ли не впервые во всем мире как физики, так и далекие от науки люди одновременно, пусть и по-разному, но обсуждали, зачем нужны фундаментальные исследования и как глубоко в них надо "копать". Нашей страны эта тема в свете реформы науки, кстати, касается особо.
Коллайдер и конец света
Бозон и его "родитель", Большой адронный коллайдер, уже стали, без преувеличения, культурным феноменом. В анекдотах (видимо, пока) их не увековечили, но вот в киносериалах и компьютерных играх работа того же коллайдера обыгрывается частенько.
Почему же поиски бозона вызвали интерес даже неспециалистов?
Разумеется, ученые доходчиво объяснили, что поводов для паники нет никаких, но отчего же о конце света было не поспекулировать всласть – благо, спрос на такие вещи высок.
Конечно, все это можно объяснить подверженностью немалого числа людей страхам в нашем смутном мире. Тем не менее, тема бозона именно тогда вышла за пределы исследовательских центров, благополучно перекочевав со страниц научных журналов на первые полосы изданий, отличающихся желтизной.
"Расценки" на рукотворную черную дыру обсуждались особо. Вопросы обывателей не отличались разнообразием: "Сколько-сколько стоила постройка коллайдера? Несколько миллиардов долларов? Да за что же такие деньги, если мы все можем погибнуть?".
Но коллайдер благополучно "нашел" бозон, никак не испортив наш мир, и это стало доказательством того, что ученым все-таки стоит доверять. По крайней мере, уж себе-то они не враги. Но у многих людей все же остался вопрос – на что истрачены деньги налогоплательщиков, и какой им прок от того, что бозон Хиггса существует.
"А какая польза от новорожденного ребенка?"
Нынче, когда экономики многих стран затягивают свои пояса, такие вопросы понятны и оправданны. Но дело в том, что появление новых знаний и их укладывание в мировую "копилку" – это не прихоть яйцеголовых мужей, а обязательный элемент человеческой культуры. И потому оценивать полученные знания по истраченным нескольким миллиардам, словно на каком-то базаре, все же неловко. Да никто из ученых, кстати, и не говорит, что на их фундаментальные труды надо выделять сколь угодно большие суммы. Они ведь тоже понимают, что, в конце концов, денежные потоки не безразмерны.
Да, не исключено, что сам по себе бозон "прикрутить" куда-то не удастся – но большой бедой это никак не будет. Что же до ближайшей пользы "сельскому хозяйству", так тут нелишне вспомнить, что, например, физика ускорителей уже нашла свое применение в лечении рака. Например, протонные пучки позволяют "выжигать" опухоль гораздо эффективнее обычной лучевой терапии, вдобавок с меньшими побочными эффектами.
Или такой пример: математические методы, используемые при анализе результатов столкновений частиц в БАКе, применяются для изучения взаимодействий между молекулами в живых клетках. А это нужно для создания новых лекарств, например от того же рака.
Бозон с человеческим лицом
Разъяснения таких вещей – особая тема, связанная с пропагандой науки. Но одно дело, когда рассказывающих о своих достижениях ученых все же стереотипно считают заумными "ботаниками". И совсем другое дело, когда мир видит людей, не скрывающих свои эмоции, и которых поэтому хочется слушать.
Гвоздем той трансляции, ставшей подлинным медиасобытием, было вовсе не объявление результатов поисков (все и так неплохо знали, кто и что скажет на эту тему), а показанные крупным планом на весь мир слезы на глазах дожившего до подтверждения своих расчетов Питера Хиггса.
И вот за эту науку "с человеческим лицом" бозону особое спасибо.
Что будет дальше? Точно можно сказать одно – дальше будут новые проекты в разных областях науки, будь то поиски темной материи во Вселенной или манипуляции с отдельными геномами, которые вызовут новые надежды, сомнения, страхи, и которые снова не оставят мир равнодушным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции