Да, Сегалович – сооснователь и первый технический директор "Яндекса", это правда. Сказать, что "он создал национальную поисковую машину", тоже будет правдой. Но этого тоже не хватит, чтобы понять, что произошло предыдущей ночью.
Произошла же национальная трагедия. К счастью, мы в России это отчетливо чувствуем: новостей о "Сегалович" и "Яндекс", и Google находят гораздо больше, чем о "Segalovich".
Сложнее ракеты
Критерий сопоставления здесь таков: национальная независимость от иностранных поисковиков (Seznam, заметим, постепенно теряет чешский рынок интернет-поиска и из этого списка, скорее всего, выпадет, если уже не выпал).
После того, как "Яндекс" прошел IPO на NASDAQ (2011), соотечественники из Кремниевой долины рассказывали, как к ним подходили американцы с рукопожатием и со словами: надо же, ваши инженеры еще живы, а мы и не знали, что вы в состоянии сделать такое.
"Такое" – это не IPO, разумеется, а поисковая машина. Продукт инженерного творчества настолько сложен, что и сравнить-то не с чем. С космическими аппаратами разве что, если только правильно учесть поправку на время.
Однако "Союзы" и "Протоны" проще в том смысле, что масштаб свершения виден всем и сразу. "Работают все радиостанции Советского Союза", и не надо ничего объяснять, достаточно сообщить, что спутник выведен на орбиту.
"Яндекс" на столб пламени не опирается и на орбиту с грохотом не выходит, однако на жизнь людей в этой стране влияет несопоставимо сильнее любой ракеты. Представьте, что будет, если он упадет, как падают наши непутевые спутники.
В инженерном отношении "Яндекс" сложнее ракеты (чьи конструкторы имеют дело с известными законами природы, да и производятся эти изделия более полувека).
Архитектор сложности
От него зависели сотни верно принятых инженерных решений, требовавших трудно представимой квалификации ("памяти", если в IT-терминах) и способности просчитать последствия ("быстродействия").
Эта работа не была видна миру, лишь иногда показывалась краешком на поверхности. Вот, например, один из проектов Ильи Сегаловича – "Национальный корпус русского языка".
Ставить в этот ряд крупных – возможно, не менее крупных, чем Сегалович – IT-инженеров нашей страны, ныне здравствующих, нельзя, из суеверных хотя бы соображений.
Упомяну только Михаила Донского (1948-2009), первого чемпиона мира среди шахматных программ и автора менее известных, но не менее сложных и успешных IT-систем. Донской, вообще-то не склонный кого-либо из коллег по цеху оценивать, Сегаловича ставил первым среди отечественных системных архитекторов.
Если не покидать пределов IT-мира, то, по-моему, правильнее всего будет сравнить Сегаловича со Стивом Возняком, инженером, без которого Apple неоткуда было бы взяться.
Не знаю, как это у них устроено, но все (ну, хорошо, сделаем оговорку ради строгости изложения – почти все), за что в "Яндексе" ни возьмутся, получается хорошим и полезным делом. По духу, царящему в "Яндексе", именно он и есть наша главная Кремниевая долина.
В этом – надежда на то, что национальная поисковая машина, сконструированная Ильей Сегаловичем, успешно продолжит самостоятельную жизнь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции