Елена Супонина, востоковед, политический обозреватель, специально для РИА Новости.
Остается два варианта – либо переговоры между противоборствующими сторонами для достижения перемирия, либо серьезная помощь оппозиционерам со стороны США и их союзников, вплоть до непосредственного вовлечения в конфликт. Вашингтон пока изучает оба сценария, но вероятность второго все более увеличивается.
Об этом свидетельствует заявление, которое только что сделал республиканец Майк Роджерс – председатель комитета по разведке в Палате представителей Конгресса США. Он пока не обозначил официальную позицию, а всего лишь бросил загадочную фразу: "Администрация США может браться за осуществление своих планов в Сирии".
Конгрессмены не слишком верят в успех
Как пояснил сейчас Роджерс, "сомнения в успехе остаются", тем не менее, "надо действовать". По его словам, исполнительная власть ответила на часть вопросов, возникших у законодателей, хотя, судя по его оговоркам, опасения сохраняются. Он не вдавался в подробности, но они известны. Чем дольше длится конфликт, тем больше среди оппозиционеров появляется экстремистов. Интеллигенты годятся для переговоров о мире, а война ожесточает и выводит из тени тех, кто фанатичен и беспощаден.
Американцы еще в декабре 2012 года внесли в свой черный террористический список сирийскую вооруженную группировку "Джабхат ан-Нусра" ("Фронт поддержки"). Ее боевики-исламисты связаны с действующими по всему Ближнему Востоку филиалами "Аль-Каиды" и сходными с ней структурами, в частности, с террористическими подразделениями в Ираке.
Сводки с сирийских фронтов говорят о жестокости и в то же время эффективности радикальных исламистов. Они не только воюют, но и раздают еду и лекарства населению. В ряде районов они популярны.
В этом году обозначилась еще одна тенденция: исламисты вступают теперь в перестрелки не только с правительственной армией. Стычки все чаще случаются между ними, например, и бойцами Свободной сирийской армии. Она состоит в основном из солдат и офицеров, дезертировавших из регулярной армии. Это светски настроенные оппозиционеры. Они не хотят, чтобы Сирия превратилась в халифат, но и устали от многолетнего правления династии Асада.
На днях боевики из "Джабхат ан-Нусра" повоевали также с отрядами курдов на северо-востоке Сирии. Там есть нефть, доступ к которой, похоже, и послужил причиной разборок.
Оппозиция раздроблена и не подчинена единому командованию. Это касается и ее вооруженных формирований, и ее политических движений. О том, что оппозиция сейчас находится не в лучшем своем состоянии, говорят сами оппозиционеры, в частности, Ахмад Джарба. В июле он был избран на пост президента Национальной коалиции, одной из ведущих оппозиционных организаций.
Сейчас Ахмад Джарба начинает турне по странам Европы с главной целью – добиться ощутимой финансовой и военной помощи оппозиции. От Саудовской Аравии, по его словам, объемная партия вооружений поступит в ближайшее время.
Конфликт в Сирии обходится дорого
Американцы столкнулись с дилеммой: если не помочь оппозиции, то тогда гражданская война в Сирии затянется, а нестабильность в регионе увеличится до нежелательной для интересов США степени. А если все-таки предоставить оппозиции современные вооружения, то где гарантии, что они рано или поздно не попадут в руки радикалов? Или что они не будут использованы против американских граждан или против Израиля?
Генерал Мартин Демпси как председатель Объединенного комитета начальников штабов США на днях пояснил в докладе Конгрессу, что на такую подготовку военных кадров для оппозиции потребуется около полумиллиарда долларов в год. Он изложил и другие варианты действий, которые, судя по всему, не исключаются, но грозят опустошить казну и при этом не гарантируют положительных результатов.
Американцы учитывают также, что реализация этих планов осложняется из-за поддержки, которую правительству Сирии оказывают Иран и Россия.
Последняя надежда на мир
Тем не менее, крайние варианты тоже рассматриваются. Хотя есть еще слабая надежда на то, что "правительство и оппозиция объединят усилия, чтобы изгнать из Сирии террористов и экстремистов". С таким призывом к руководству Сирии и лидерам умеренной оппозиции обратился вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров.
В августе и начале сентября Москва и Вашингтон будут решать, можно ли еще будет организовать в Женеве мирную конференцию по Сирии, чтобы усадить стороны за стол переговоров. Но, как говорится, хочешь мира – готовься к войне.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции