Рейтинг@Mail.ru
Прощание с Конфуцием, или Позвоните родителям - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Прощание с Конфуцием, или Позвоните родителям

© Fotolia / WONG SZE FEIЖенщина ухаживает за матерью во время обеда
Женщина ухаживает за матерью во время обеда
Читать ria.ru в
Дзен
Должны ли дети в Китае помогать родителям по велению сердца или соблюдая закон – этот вопрос волнует китайцев, что понятно, и американцев, что симптоматично, считает Дмитрий Косырев.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Китай переживает историческую неделю: в понедельник был введен в действие закон об обязанности детей посещать родителей и всячески о них заботиться, и даже был вынесен первый приговор. Сейчас, к середине недели, стало ясно, что закон не всем в стране нравится и уже вызвал массу неудовольствия. И еще одно ясно – что за переменами в китайском обществе американский политический класс следит так же внимательно, как за пекинской программой строительства авианосного флота.

Идея хорошая, но не очень выполнимая

Есть первое судебное решение, вынесено в провинции Цзянсу. Мама жила в семье дочери, они поссорились, мама ушла жить к сыну и подала на дочь в суд. Суд приговорил дочь к посещению матери минимум раз в два месяца и оказанию ей финансовой помощи. Исторический прецедент создан.

Сам закон называется "Защита прав и интересов пожилых людей", предписывает регулярно посещать родителей (если они старше 60 лет) и слать им поздравления. И – что важнее – обязывает работодателя предоставлять людям для этого краткосрочные отпуска. Как видим, в тюрьму осужденную по первому судебному процессу не посадили, но понятно, что за невыполнение решения суда возможны всякие карательные меры.

И самое удивительное, что в Китае – где по поводу закона идет активная дискуссия, в государственных, частных СМИ и в микроблогах – очень много недовольных им. Известный писатель Го Чжэн говорит: это смешно – делать законом часть человеческой природы. Все равно что предписывать в судебном порядке гармоничную сексуальную жизнь.

А охранник Шэн из пекинского отеля считает, что идея закона хороша, но плохо выполнима. Он – временный работник, а такому выходные не очень положены, не удается посещать родителей даже дважды в год.

Собственно, высказывание мнений по этому поводу – часть национальной кампании "первым делом – сыновняя мораль". Участвуют в ней школьники, студенты, СМИ и все прочие. Причем ясно, что в данном случае нет ничего чрезмерного и искусственного в этом типичном для старого Китая занятии – ведении кампаний: тема задевает всех.

Америка внимательно смотрит

Но, пожалуй, самое интересное в том, что тема эта задевает кое-кого и за пределами Китая: в США. И обсуждение того, что происходит внутри китайского общества, идет с редкой интенсивностью в Америке.

New York Times, например, за последние месяцы опубликовала несколько материалов на эту тему. Включая этот, где цитируется шестисотлетней давности трактат Го Цзюцзина, который включен в школьную программу – 24 примера сыновней почтительности. Один из примеров рассказывает про юношу, который просидел всю ночь рядом со спящими родителями полуголый, чтобы комары слетались к нему, а не к ним. Есть подвиги и посерьезнее.

Этот феномен по-своему даже интереснее того, что происходит внутри китайского общества: тщательная оценка читающим политическим классом США силы и слабости Китая.

Америке известно, что еще несколько десятилетий Китай не сможет бросить ей вызов по части стратегического баланса (авианосцы, ядерные боеголовки и прочее). Но, кроме этого, анализируется все прочее. Экономика, отношения с национальными меньшинствами (Тибет и Синьцзян), и более всего "человеческий материал". Многие умные американцы сейчас стали китаеведами.

И не только ими. Можно напомнить об аналогичном подходе экспертов в тех же США к России. В качестве достаточно случайного и не единственного примера можно назвать недавнюю книгу американцев Клиффорда Гэдди и Барри Икеса "Медвежьи капканы на пути России к модернизации". Там анализируются не только производства и технологии, но и тот факт, что представления о сокращающемся населении России устарели. Примерно с 2011-го года эксперты пересматривают свои прогнозы роста населения в сторону повышения. И тем хуже для тех, кто этого вовремя не заметил.

Закон как симптом бессилия

Возвращаясь к Китаю, замечу: проблема с "сыновним законом" в том, что он показывает слабость общества, или как минимум непредсказуемость происходящих в стране перемен.

Потому что еще несколько лет назад никто в мире не мог и предположить, что в Китае может понадобиться закон – то есть применение государственного принуждения – в такой сфере, как помощь родителям. Поскольку есть вещи, которые и безо всяких законов являются сутью национального характера.

В Китае еще Кун Цзы, он же Конфуций, живший в 6-5 веках до нашей эры, выстроил изящную конструкцию общества и соответственно государства: его пронизывают и держат вместе две ключевые вертикальные конструкции, сверху вниз и снизу вверх. Родители (и начальники, включая главу государства) относятся к детям (и младшим по статусу в обществе) с благосклонностью. А дети и подчиненные относятся с почтением к родителям и вышестоящим.

И самое интересное, что эта конструкция – которая при Конфуции, кстати, уже существовала, он просто описал то, что есть – продержалась до наших дней. Каждый Новый год по лунному календарю половина Китая снимается с места и едет посещать родителей. Об этом транспортном ужасе снимают и пишут репортажи.

Но если возникла необходимость в законе, значит – прощай, Конфуций, система больше не работает сама по себе. И непонятно, хорошо это или плохо. Собственно, суть китайской дискуссии в том, можно или нельзя вставлять государственные подпорки в конструкцию, которая рушится. Чего больше от такого закона – пользы или вреда. Общество само вырабатывает ценности, иногда можно ему в этом помочь, но чаще – нет. Будет хуже.

В этом же суть и российской дискуссии на очень похожие темы. Вот закон насчет матерно-ненормативной лексики: если это тот язык, на котором говорит и думает известная часть населения, то какой смысл в том, чтобы отрывать от этой реальности кино, театр или СМИ? Главная опасность в том, что такие случаи создают неуважение не только к кино или газете, а к законам и государству в целом.

А перемены в китайском обществе, которые привели к нынешнему положению дел, очень просты и понятны вот из каких цифр: почти половина из 185 – 200 миллионов людей, которым за 60, уже не живут с детьми. Это ситуация, немыслимая еще полвека назад. Дети уезжают на заработки в большие города, и даже преуспевают, но тогда им физически сложно разрываться между старой и новой жизнью.

А пенсионную систему в Китае только создают – медленно и упорно. Раньше в ней не было необходимости, поскольку помощь детей родителям считалась само собой разумеющейся.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала