Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.
С понедельника 24 июня в Приднестровье вступает в силу закон о границах. Более двадцати лет, в течение которых продолжались вялые переговоры о статусе этой территории, официальных границ с Молдавией у Приднестровья не было.
Приднестровский пограничный демарш в Кишиневе вызвал понятную нервозность. По этому закону Приднестровьем объявлены и некоторые села, фактически находящиеся в административном управлении Кишинева. К тому же в последнее время участились недоразумения на границе, иногда с потасовками, а полтора года назад и вовсе погиб человек.
Кишинев ответил. Теперь, как планируется, иностранцев, прибывающих в Молдавию с территории Приднестровья и не регистрирующихся на молдавской границе, ждет штраф в 400 лей (почти тысяча рублей).
Без Приднестровья
Теперь, после приднестровского закона, Кишинев обозначает этот шаг как ответ сепаратистам – по крайней мере, для собственного населения. Потому что при более внимательным рассмотрении этот ответ выглядит тем, чем его назвал экс-министр Молдавии по реинтеграции Василий Шова: признанием границ той Молдавии, в которой Приднестровья нет.
Затруднить жизнь тем, кто посещает сепаратистов
Подобные законы есть в Грузии, на Кипре, готов законопроект в Азербайджане, но хоть он еще не стал законом, граждане других государств, посетившие Карабах, при въезде в страну депортируются. В Грузии одной депортацией не отделаешься, там за несанкционированное посещение Абхазии или Южной Осетии грозит тюремный срок. Новая власть, впрочем, этот закон пытается смягчить, заменив срок штрафом для тех, кто нарушает первый раз.
Формально эти законы зачастую обходятся. И в Абхазии, и в Южной Осетии, в Карабахе, даже на Северном Кипре пограничники часто не настаивают на том, чтобы поставить в паспорт какой-нибудь штамп. А иногда его просто некуда ставить, потому что, скажем, абхазскую или юго-осетинскую границу россияне могут пересекать по внутреннему паспорту.
Молдавия держит курс на Запад
Приднестровский закон о границе стал продолжением линии на ужесточение позиции на переговорах с Кишиневом вообще. Компромиссных договоренностей между Россией и Молдавией не получилось. Кишинев не намерен менять устраивающий его формат "5+2" (Молдавия и Приднестровье как участники конфликта, Россия, Украина и ОБСЕ как посредники, ЕС и США как наблюдатели), в котором идут переговоры, на какой-либо другой, в которой вес России был бы значительнее. Западный курс Молдавии остается неизменным. И Тирасполь делает то, чего последние двадцать лет избегал – формализует атрибуты независимости.
Некоторые наблюдатели даже заговорили о возможности нового вооруженного конфликта между Кишиневом и Тирасполем. Теоретически, конечно, можно себе представить, что Тирасполь вознамерится военным путем утвердить свой суверенитет над селами, которые Молдавия считает своими. Но это крайне маловероятно. И в Кишиневе, и в Тирасполе, которые далеки от традиционной в таких сюжетах взаимной нелюбви, одинаково считают войну двадцатилетней давности недоразумением. Здесь не было и нет этнического противостояния, а других, столь же долгоиграющих мотивов ненависти, кажется, и не бывает.
Ловушка суверенитета
Законы и законопроекты об оккупированных, мятежных и неконтролируемых территориях – памятники самому, возможно, глубокому кризису, который переживало за все века своего существования само понятие суверенитета. Закон об оккупированных территориях – это противоречие между формальной святостью территориальной целостности, и реальностью, в которой границы все более условны, и все больше самопровозглашенных государств, которых факт непризнанности не пугает.
Даже в пору Саакашвили грузинский МИД глухо признавал бессмысленность такого закона. Теперь в подобную ситуацию попадает Азербайджан, вынужденный объявлять персоной нон грата Монсеррат Кабалье, посетившую Карабах.
Молдаванам повезло. Они просто в силу природы приднестровского конфликта избавлены от необходимости следовать анахронизмам. Да и что делать с поездами, которые идут из России в Молдавию через Киев и Приднестровье? Но отвечать на демарши Приднестровья тоже надо, потому что модель целостности государства никто тоже не отменял.
Молдаване нашли выход, который был готов заранее и безо всякой связи с ужесточением переговорной позиции Тирасполя. Главный принцип всех описанных юридических исканий на эту тему: затруднить жизнь тем, кто посещает сепаратистов. И этот принцип Кишинев реализует. Вольницы у гостей Приднестровья становится меньше. Ненамного, и не настолько, насколько ее лишаются гости Абхазии и Южной Осетии.
Кишинев делает выбор, который другим его собратьям по борьбе с сепаратизмом сделать невозможно. Европа стоит левого берега Днестра. Даже если эта Европа Молдавию пока не ждет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции