Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
Борьба с офшорами в глобальном смысле в нынешней ситуации — не просто противодействие черным схемам, но и способ выживания для государств, столкнувшихся в период финансовой нестабильности с громадными бюджетными проблемами. И где еще, если не в налоговом раю, искать укрывающиеся от фискальных органов капиталы? России тоже есть что сказать по этому поводу на встрече "большой восьмерки" в Лох-Эрн. Об этом президент Владимир Путин сообщил в интервью РИА Новости.
Борьба с офшорами — один из приоритетных пунктов, который председательствующая в "восьмерке" Великобритания предложила обсудить на саммите. Как рассказал в интервью РИА Новости Владимир Путин, Россия на встрече поднимет вопрос о международных инструментах, которые позволяют осложнить жизнь любителям налоговых гаваней. Кстати, именно эта тема значится и в программе заседания "двадцатки", которое состоится в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года.
В качестве одной из мер "деофшоризации" Россия предлагает заключать двусторонние соглашения с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями. Такие документы, по идее, должны способствовать раскрытию конечных бенефициаров.
Слово России в борьбе с офшорами
На самом деле, свое слово Россия в вопросе налоговых убежищ уже сказала. В прямом смысле. Ведь слово деофшоризация имеет российское происхождение. Правда, пока, видимо, в силу лингвистических сложностей, это понятие ни в один другой язык не вписалось.
Федеральная налоговая служба уже имела к этому времени свой проект предложений. В частности, это поправки в соглашения об избежании двойного налогообложения, которые у нас заключены с 80 странами. Эти изменения касались именно открытия конечных бенефициаров офшорных компаний. То есть тех предпринимателей, которые не номинально владеют компанией, а получают доход от ее деятельности.
Но проект ФНС не понравился Минфину. Финансовое ведомство предложило большой список своих идей. В итоге процесс дискуссий и согласований затянулся. В феврале 2013 года президент поручил правительству России до сентября 2013 года подготовить все необходимые меры по деофшоризации российской экономики. Судя по тому, что Путин сказал в интервью РИА, он поддерживает предложения налоговиков. Но насколько они реализуемы?
Бенефициар или Неуловимый Джо?
Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не только разработала налоговые стандарты, но и ведет список стран, которые не предоставляют требуемой информации. Кстати, таких — подавляющее меньшинство. Поэтому офшоры уже перестали быть достаточной преградой для раскрытия бенефициаров.
До нынешнего момента из крупных стран только Россия не влилась в процесс об обмене налоговой информацией, которая позволила бы раскрыть конечных бенефициаров. Прямо как в анекдоте про Неуловимого Джо. Почему неуловимого? Потому что никому не нужен.
Причина, скорее всего, в российской специфике, без которой не обходится ни одно явление в нашей стране. Если зарубежные предприниматели используют офшоры для того, чтобы оптимизировать налоги, то российские в большей степени — для увода средств через так называемые сомнительные операции.
В начале года глава ЦБ Сергей Игнатьев, который 24 июня 2013 года покидает свой пост, в интервью газете "Ведомости" заострил внимание на том, что десятки миллиардов уходят из страны через так называемые сомнительные операции. За 10 лет таким образом из страны убежало около 400 млрд долларов.
Особенность этих операций состоит в том, что крупный бизнес вполне легальные доходы пропускает через фирмы-однодневки с конечным пунктом в офшоре. Причем основная цель этой операции — смена владельца средств. Именно поэтому найти бенефициара очень сложно. Даже при наличии соглашения об обмене информацией.
Есть ли действительно эффективные способы деофшоризации? Наверное, есть, если бороться не со следствием, а с причиной. Ведь сказал же президент в четверг в бюджетном послании, что нужно создать такие налоговые (хотелось бы добавить, что не только налоговые) условия, чтобы вкладывать деньги в Россию было выгоднее, чем прятать их где-то на островах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Какова главная проблема Еврозоны, что не так с ВТО и каково будущее G8 – ключевые заявления Владимира Путина из эксклюзивного интервью РИА Новости >>