Алена Солнцева, спецкор "Московских новостей", для РИА Новости.
Если для вас главное удовольствие в кино – сопереживание, эмоциональное совпадение с героем, то фильм-победитель сочинского "Кинотавра" – "Географ глобус пропил" Александра Велединского – абсолютно соответствует вашим ожиданиям. Фестиваль предпочел кино для зрителя.
Однако конкурс в Сочи – не просто выбор лучшего фильма года. Перед "Кинотавром" стоят более серьезные задачи – он является важным инструментом для осмысления процессов, происходящих не только в кинематографе, но и шире – в российской культуре.
И в целом пока этот прибор не подводит: каждый раз фильмы-участники складываются в неповторимый пасьянс, который отражает суть происходящих изменений.
Жюри предпочитает кино для зрителя
Награды фестиваля "Кинотавр" подтвердили, что пока у нас есть хорошее кино.
Жюри главного национального кинофестиваля страны поддержало также хорошую прозу в качестве основы для сценария (фильм-победитель снят по роману Алексея Иванова, приз за сценарий получил Денис Осокин, по текстам которого сделан фильм "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко, кроме того, жюри поощрило дипломом актерский ансамбль фильма "Жажда", снятого по роману хорошего писателя Андрея Геласимова).
Смелость и эксперимент тоже были оценены – приз за дебют получили Наташа Меркулова и Алексей Чупов за "Интимные места" и актриса Юлия Ауг, отважно предоставившая свое прекрасное тело для решения рискованных художественных задач.
Поддержано и документальное кино, если оно сделано умно и увлекательно – приз за режиссуру отдали Виталию Манскому за фильм "Труба" про людей, живущих вдоль газопровода Уренгой-Помары-Ужгород и далее до Кельна.
Впервые подведены итоги зрительского конкурса – симпатии публики, смотревшей кино на площади, где демонстрировались картины, уже вышедшие в прокат, предсказуемо оказались отданы "Легенде № 17".
Что отражает фестиваль
И каждый раз программный директор фестиваля Ситора Алиева отвечает, что целью фестиваля является максимально полное отражение киногода, "Кинотавр" обязан показывать кино лучшее и разное.
В силу понятных причин фильмы, уже вышедшие в прокат, в Сочи не приглашают. А поскольку фестиваль происходит в начале июня, многие кассовые картины предпочитают не дожидаться "Кинотавра", чтобы не откладывать премьеру на лето, когда посещение кинотеатров заведомо меньше.
И конечно, "Кинотавр" в принципе ориентируется на "кино не для всех" — когда-то на фестивале было два разных конкурса, чтобы поисковое, авангардное, экспериментальное кино не сравнивать с простыми и традиционными историями для широкого зрителя.
Теперь зрительские фильмы-аттракционы в фестивальной площадке не нуждаются, их в прокат выпускают сразу. Подобных кинокартин, рассчитанных на развлечение зрителя, все больше. Таков заказ государства, и похоже, общество, публика с ним согласна.
Обнажаем интимные места
И нельзя сказать, что он был смел в чем-нибудь еще, кроме темы – про сексуальные фантазии у нас не принято говорить вслух и уж тем более показывать на экране.
На самом деле фильм вполне целомудрен, режиссеры отводят камеру в сторону в миллиметре от рискованной сцены, но даже просто показ обнаженного мужчины вызывает беспокойство у зрителей – к обнаженным женщинам даже у нас уже привыкли.
Поэтому фильм Алексея Федорченко "Небесные жены луговых мари", основанный на языческих марийских преданиях, где тоже много эротики, много обнаженного женского тела, все же воспринимается как лиричное и нежное авторское высказывание, а не радикальный жест.
Хотя даже эту картину многие зрители в Сочи смотрели с трудом – их смущало отсутствие единого сюжета, необходимость самим многое домысливать, в общем, активно включаться в процесс смотрения.
Вообще любая неясность, неоднозначность мешает восприятию публики, которая становится все более расслабленной, требуя от художника не актуальности или социальной зоркости, не поэтичности и сложности, а простых эмоций – сочувствия или смеха.
Хочется сочувствия
При этом фильм совсем не примитивен, в его основе замечательный роман Алексея Иванова, в котором он описал собственные переживания, свой личный опыт, где есть и драматизм, и лирика, и точное попадание в архетип современного интеллигентного мужчины, который с семьей замучился, с женой, с работой, с обществом не ладит, но при этом любит жить, боится смерти и хочет быть хорошим человеком.
Конечно, этот фильм по всем статьям принадлежит советской традиции психологического кино – и это единственный стиль, который наша интеллигентная публика готова принять.
В России, в отличие от Европы, нет привычки к новации, к поискам в области эстетики, к формальным экспериментам. Никто не занимается воспитанием публики, не формирует запроса на сложные смыслы. Главным удовольствием для зрителя в кино остается сопереживание, эмоциональное совпадение с героем, узнаваемость. В этом смысле фильм Велединского абсолютно соответствует ожиданиям.
Не Европа и не Америка
Интересно сравнивать восприятие российских фильмов отечественными зрителями и представителями международной кинообщественности. На "Кинотавре" традиционно довольно много отборщиков европейских фестивалей, для которых этот смотр является главной площадкой для получения информации о происходящем в нашем кино.
Фильмы "Кинотавра" всегда много путешествуют по миру. Так вот зачастую европейские фестивали отбирают совсем не те картины, которые пользуются успехом здесь. Там есть свои установки: прежде всего это эстетический радикализм и острая социальная тема.
Дело вовсе не в чернухе, как многие простодушно считают. Дело в том, что в европейском кино напряжение создается тогда, когда у художника есть свой неожиданный взгляд на проблемы, волнующие общество в данный момент. В этом смысле из фильмов "Кинотавра" подходят только два: "Труба" и "Интимные места", в их успешной фестивальной судьбе можно не сомневаться.
По их мнению, для успеха у американского зрителя русскому кино не хватает определенности. Точнее, не самому кино, а русскому мифу, русской идентичности.
Прежде, во времена холодной войны, все было просто – советские были врагами, а русские (то есть досоветские и антисоветские) друзьями. Сегодня, уверена Нэнси, простому зрителю непонятно, кому сочувствовать. Кто "свой", кто "чужой"?
С китайцами легче – они совсем чужие. С русскими – непонятно: они вроде бы белые, но какие-то не такие, и скулы у них иначе устроены, и глаза, и вера вроде не совсем христианская, и поведение не совпадает с общепринятым…
Кино у них еще более запутывает – герой редко бывает положительным, он убивает, нарушает законы, остается безнаказанным, ему наплевать на устройство собственного общества, он не отвечает за себя и свою семью…
В общем, для публики само устройство российского сознания не приемлемо, оно пугает и при этом недостаточно дистанцировано, чтобы его можно было отогнать от себя в область экзотики, как это происходит с корейским или иранским кино.
Явление героя
Кино, показанное на "Кинотавре" сегодня, очень трудно оценить по тем меркам, что предъявляют к нему и международное профессиональное сообщество, и национальный зритель.
К сожалению, кроме Служкина, других героев наше кино не произвело. В фильме "Жажда", где жюри призом отметило коллективного героя – ветеранов чеченской компании, есть вполне отчетливый привкус вчерашнего дня, роман написан десять лет назад, и с тех пор этот ракурс слишком растиражирован сериалами.
Это тенденция – в фильмах герой дробится, сегодня сюжет часто состоит из новелл, в каждой – свой персонаж, крупных и объединяющих характеров практически нет.
Так что приз фильму "Географ глобус пропил" и Константину Хабенскому, актеру, воплотившему центрального персонажа – это награды в общем за одно и то же. За появление – впервые за много лет – на отечественном экране узнаваемого, понятного, живого, нормального человека.
Вот он, никуда не делся, не уничтожен, не пропал, не уехал. Понемногу пьянствует, влюбляется, лодырничает, сопротивляется злу, как может, пытается быть счастливым. Не состоит. Не участвует. В общем, все на месте, все как всегда.
Как в 70-е годы двадцатого века, как в З0-е века девятнадцатого. Ну, может быть, стал старше, мудрее, спокойней. У него уже есть дочь, которую он любит. Он вообще больше любит. И это обнадеживает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте о ходе проведения фестиваля в дневнике светского обозревателя проекта Weekend >>