Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Называть терактом идиотскую историю, произошедшую в лондонском районе Вулич, как-то даже и не хочется, несмотря на то, что в результате трагически погиб человек.
Ли Ригби, военнослужащий 2-го батальона Королевского полка фузилеров. Человек, который в своем городе вышел не на ту улицу не в той одежде.
По ряду сведений, на погибшем Ригби была футболка с логотипом благотворительного фонда "Помоги героям", собирающего средства на реабилитацию военных, раненых в Ираке и Афганистане. Что, видимо, и спровоцировало нападение выходцев из Нигерии, как минимум один из которых уже был известен как проповедник радикального ислама.
Вот ситуация: вызов брошен всему, что только можно себе представить – британскому государству, британским ценностям. Не случайно уже в тот же день в Лондоне начали собираться группы ультраправых, довольно агрессивно настроенных по отношению к мусульманам.
Подробнее о том, что произошло в Лондоне, читайте в материале РИА Новости >>
Однако британские власти, в отличие от ультраправых, ведут себя как-то неуверенно. Впрочем, они в Европе не единственные, у кого на руках проблемы с мигрантами. Ведь британская тема развивается параллельно другой – шведской.
13 мая шведские полицейские пристрелили 69-летнего жителя стокгольмского района Хюсбю, который при задержании "угрожающе размахивал мачете". Этническая принадлежность убитого не афишировалась, однако надо сказать, что в районе Хюсбю проживают в основном мигранты, выходцы с Ближнего Востока и из Магриба.
И уже 19 мая начались акции протеста, в ходе которых местная молодежь начала жечь машины и государственные учреждения, включая школы. Беспорядки перекинулись и на соседние районы. В данный момент поджоги и нападения продолжаются, хотя полиция Стокгольма аккуратно сообщает о некотором снижении активности протестующих.
Подробнее о беспорядках в Стокгольме – в материале РИА Новости >>
Первое, что вспоминается по мотивам шведской истории – это знаменитый бунт лос-анджелесского Южного Централа в апреле-мае 1992 года. После того, как суд оправдал четырех полицейских, избивших при задержании чернокожего Родни Кинга, на улицы выплеснулось протестующее негритянское население.
В результате в течение недели в Лос-Анджелесе было сожжено около 4000 зданий, убито свыше 50 и ранено более двух тысяч человек. Задавить восстание удалось, лишь введя в город свыше 12 тысяч военнослужащих национальной гвардии и морской пехоты, а также примерно две тысячи дополнительных сотрудников полиции и ФБР. Около 12 тысяч участников беспорядков были арестованы.
Про беспорядки в арабских кварталах парижского пригорода Сен-Дени осенью 2005 года уже и вспоминать не нужно. Жесткая, продуманная линия французских правоохранителей погасила волну насилия – и, к слову, открыла тогдашнему министру внутренних дел Николя Саркози путь в Елисейский дворец.
То есть модель поведения в случае с массовыми беспорядками у Запада есть, хорошо обкатанная и работоспособная. Дело за малым: за волей ее применить.
А с волей плоховато. Швеция-то ладно. Но возьмите реакцию, которую демонстрируют власти в Британии на убийство Ли Ригби. Ее невозможно воспринимать как адекватную. Первым делом, британским военным запретили появляться в общественных местах в форме.
Это трудно как-то комментировать. Первое, что вспоминается, это самое начало 90-х годов в ряде регионов бывшего СССР, когда аналогичные настоятельные рекомендации (правда, неофициальные) нередко давало командование частей, чтобы сократить случаи нападения на военных. Но, простите меня: где рассыпающийся нищий Союз начала 90-х – и где респектабельная сильная Великобритания 2010-х?
11 ноября в Британии традиционно отмечается День перемирия (он же День памяти или День ветеранов) – годовщина подписания Компьенского соглашения 1918 года о прекращении военных действий, положившего конец Первой мировой войне. Это день памяти всех павших в "Великой войне", как ее называют на Западе.
Так вот, редстокский совет решил не поднимать на флагштоке традиционный "святой Георгий" – флаг Англии (белое полотнище с красным прямым крестом) и обойтись "Юнион Джеком" (современным флагом Великобритании). Объяснение простое: не нужно, мол, лишний раз провоцировать мусульман – "Георгий"-де напомнит им о временах крестовых походов.
Это еще труднее комментировать, чем запрет военному появляться в форме на территории своей страны, которую он и призван защищать. Это уже болезнь, причем тяжелая. Если у властей США хватило воли подавить восстание Южного Централа (своих, прошу заметить, граждан – пусть даже потомков африканских рабов и традиционно воспринимаемых как "второй сорт", но американцев далеко не в первом поколении), то Британия начинает жертвовать общепринятыми национальными символами в угоду неассимилировавшимся мигрантам.
Но объяснять это людям чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Наверное, кто-нибудь после этих событий рискнет и напишет книгу под заглавием "Самоубийство Британии" – вслед за Тило Сарацином, создавшим "Германия самоликвидируется".
Где честно расскажет о том, как страна окончательно решила отказаться от веками складывавшейся национальной идентичности. Или, быть может, обрела ее – но новую, в соответствии со сменой титульной нации и культурно-религиозного уклада?
Вот только как бы после этого автору не пришлось эмигрировать с Туманного Альбиона. А то мало ли чьи нежные чувства он таким прямолинейным образом заденет?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции