Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
21 мая должен стать в нашей стране Днем полярника. Владимир Путин в ходе "Прямой линии" 25 апреля предложил правительству подготовить соответствующее распоряжение, а народу, не дожидаясь этого, начать отмечать праздник.
21 мая выбрано потому, что в этот день в 1937 году начался легендарный дрейф на льдине полярной станции "Северный полюс —1". Но Днем полярника в России мог бы стать любой день календаря. 20% территории нашей страны лежит за Полярным кругом, так что на одну пятую все мы полярники, и искать специальный повод для празднования этого факта не обязательно.
Долгое время такая география считалась бедой России, сейчас ситуация меняется. В международный Арктический совет выстроилась очередь из стран, жители которых видели лед только в своем домашнем холодильнике.
Причин тому много, но главные две. Первая — богатство арктического шельфа нефтью и газом. Вторая — Северный морской путь, который из-за всемирного потепления имеет реальный шанс стать основным морским путем из Атлантики в Тихий океан, сильно снизив актуальность Суэцкого и Панамского каналов. Но чтобы не потерять суверенный контроль над этими богатствами, свой сектор Арктики России придется привести в полный порядок.
Она утонула
В 1999 году немецкое научное судно Polar Stern ("Полярная звезда") взяло пробы донных отложений в районе хребта Менделеева в российском секторе Арктики. В пробах, объявили ученые, присутствуют базальты.
В марте 2000 года тогда еще премьер-министр Владимир Путин подписывает распоряжение №441-р. Во исполнение этого распоряжения 14 августа из Мурманска к хребту Менделеева выходит научное судно "Академик Федоров". По пути оно проходит мимо места, где двумя сутками ранее затонула АПЛ "Курск".
В пробах грунта, отобранных "Федоровым", присутствует гранит, признак континентального происхождения дна. Дополнительное сейсмическое зондирование с борта судна показывает, что гранитный слой здесь непрерывный. Проще говоря, когда-то тут была суша. Она просто утонула и теперь называется "континентальным шельфом". А это значит, что 1,2 млн кв км морского дна в районе подводного хребта Менделеева с ресурсным потенциалом в 4,9 млрд тонн условного топлива остаются за Россией.
В 2009 году канадцы с американцами организовали собственную полярную экспедицию, которая остро интересовалась геологическим происхождением морского дна в их секторах Арктики, а то, не ровен час, "всемирным наследием" окажется.
Из варяг — в алеуты
Капитана Кука съели предки граждан 50-го штата США Гавайев, когда он возвращался после бесплодной попытки найти Северо-Западный проход. Это проход между Атлантикой и Тихим океаном, огибающий Америку с севера, веками был идеей фикс мореплавателей. Его бесперспективность даже при практически полном таянии льдов в Арктике окончательно стала ясна только после появления космической съемки.
Если вернуться от увлекательного жанра альтернативной истории к реальности, то сейчас мы опять стоим на развилке истории. Глобальное потепление, каковы бы ни были его причины, — объективный факт. В прошлом году площадь арктических льдов сократилась до самой низкой отметки с начала спутниковых наблюдений в 1979 году.
Если так пойдет дальше, то Северный морской путь очень быстро может превратиться в самый короткий торговый путь между Атлантикой и Тихим океаном. Выгоды для России очевидны.
Субтропические полярники
Исторически Арктика была поделена на пять секторов ответственности между Россией, Норвегией, Данией, Канадой и США. Но сейчас Заполярье стало настолько модным, что полярниками хотят стать даже субтропические страны, наперегонки вступающие в Арктический совет.
Этот совет был создан в 1996 году, и к Арктике имеет примерно такое же отношение, как Киотский протокол — к глобальному потеплению. Главной целью Киотского протокола было создание рынка квот на парниковые газы, чтобы потом спекулировать ими, делая деньги в буквальном смысле из воздуха. Главная цель Арктического совета — "защита уникальной природы Арктики" и "сохранение уникального уклада жизни местного населения" при обеспечении ему "экономического, социокультурного развития" и "здорового образа жизни".
Сначала в Арктический совет в качестве постоянных членов (с правом голоса), кроме пяти упомянутых арктических стран входили еще Исландия, Финляндия и Швеция. Но затем появились страны-наблюдатели (пока без права голоса): Германия, Франция, Великобритания, Польша, Испания и Нидерланды. На последнем саммите Арктического совета неделю назад он распух еще на шесть стран-наблюдателей. Наблюдать за белым безмолвием пожелали КНР, Индия, Италия, Япония, Южная Корея и Сингапур.
Всех их вдруг взволновала свобода камлания у народов Севера, санитария в их чумах и благополучие белых медведей. Арктический совет превратился в инструмент геополитического контроля за полярными странами, чтобы те не распоряжались Арктикой, как им вздумается.
Арктический субботник
Когда в 2003 году правительство России решило возобновить дрейфующие станции "Северный полюс", исполнять это решение чиновники бросились с таким рвением, что первая в новейшей российской истории экспедиция "СП-32" закончилась конфузом.
Полярники рассказывали обозревателю РИА Новости, что выбор льдины для их дрейфа утверждался "на самом высоком уровне". Наверное, это было преувеличением, но на прощание с "СП-32" на их льдину действительно прилетела целая делегация, в составе которой был тогдашний вице-премьер Илья Клебанов, мэр Воркуты Игорь Шпектор и даже начальник Генштаба Анатолий Квашнин. Провожающие выпили на 82-м градусе северной широты шампанского и улетели. Полярники остались, но снимать их с льдины пришлось досрочно: она треснула задолго до планового срока завершения экспедиции.
Тогда сработала профессиональная солидарность полярников, немцы шума поднимать не стали. Сами по-тихому прибрались на льдине и потом даже переслали личные вещи полярников, брошенные на льдине, в Санкт-Петербург. Как бы поступил экипаж Polar Stern, точнее, как бы поступило их начальство из Евросоюза сейчас — большой вопрос. Можно предположить, что Арктический совет как минимум поставил бы вопрос о строгом международном контроле любой деятельности России в высоких широтах.
Владимир Путин уже, по меньшей мере, трижды — в апреле 2010 года, в июле и декабре 2012 года — говорил о необходимости провести "генеральную уборку" в Арктике. В последний раз речь шла о 2,3 млрд рублей на уборку. Вероятно, этого оказалось мало, в январе министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской заявил, что "естественно все упирается в деньги…". А в апреле этого года появилось сообщение, что к уборке Арктики привлекут студентов.
Похоже, незадействованным остался только один резерв: трудовые мигранты, которых можно отправить подметать Арктику. Если и это не поможет, придется объявить всероссийский арктический субботник. И придется всем нам на него выйти. Иначе представитель какой-нибудь субтропической державы в Арктическом совете ребром поставит вопрос об исключении России. Чтобы мы не поганили их родное Заполярье.
Экология холодильника
Если же задуматься над реальной экологической катастрофой Заполярья, то ее опасность кроется как раз в тех преимуществах текущей климатической обстановки, из которых человечество собирается извлечь арктическую пользу.
С другой стороны, даже при сильном таянии арктических льдов, в Заполярье не станет так же тепло, как в Сингапуре. А в холодных водах разливы нефти особенно опасны. Нефть тут разлагается медленно, как если бы мы поместили ее на полку холодильника и ждали, когда она наконец испортится. В конце концов, нефть тут просто осядет на дно, превратив его в зону смерти.
Таким образом, арктический оптимум для России и других полярных стран очень узок. Если климатические условия позволят его достигнуть, то удержать его будет по-настоящему трудно. Тут ни студенческие отряды, ни всероссийские субботники не помогут.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции