Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
17 мая – Международный день борьбы с гомофобией. Отмечается он уже в 10-й раз, с 2003 года. И смысл этого дня не столько в том, что бы еще раз заявить о правах и проблемах гомосексуалов, сколько обратить внимание на серьезную социальную болезнь.
От греха к болезни
Дата была выбрана неслучайно – именно в этот день, 17 мая, в 1990 году Всемирная ассамблея здравоохранения одобрила пересмотр международной классификации болезней Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которой сама по себе сексуальная ориентация перестала считаться заболеванием.
Это был очень важный шаг в развитии толерантного отношения общества к гомосексуальности, как, впрочем, в свое время и признание обществом того факта, что это врожденные особенности. Однополые отношения всегда пытались "делить" между собой разные ведомства: религия, право, медицина, психиатрия. И, соответственно, попадали гомосексуалы то в область греха, то в область преступления, то в патологию. В этом смысле слыть больным все-таки лучше, чем грешником или преступником. Уже в начале XX века некоторые исследователи заявляли, что к гомосексуальности следует относиться как к нормальному варианту поведения человека, вроде леворукости. А Фрейд писал: "ее не следует считать чем-то постыдным, пороком, деградацией и болезнью".
Однополые мятежи
Первой страной, которая исключила гомосексуальность из списка заболеваний, стала Швеция. Произошло это в 1979-м году. И, разумеется, не само собой, а в результате активной борьбы – это было время, когда во многих странах геи стали заявлять о своих правах. В один день тысячи шведов не вышли на работу, сказавшись больными. Затем активисты заняли главное здание национального совета по здравоохранению. Через несколько месяцев они добились своего.
Через 10 лет, в 1989 году, в Дании были узаконены однополые союзы. Однополые браки были впервые разрешены в Нидерландах в 2001 году. А 22 августа 2009 года впервые в мире шведская церковь дала благословение однополым бракам.
На сегодняшний день в 85-ти из 193-х государств-членов Организации Объединенных Наций до сих пор существуют законы, криминализирующие гомосексуальное поведение, а в некоторых странах за мужеложство грозит высшая мера наказания, в том числе, смертная казнь.
Если попытаться проанализировать страны по их отношению к гомосексуальности, получится весьма любопытная картина. Наиболее либеральные в этом смысле скандинавские страны очень высоки и по уровню социального развития, доходов и благополучия. Строже всего с этим делом, как оказалось, в Африке, особенно в мусульманских странах.
Чаще всего в непонятных ситуациях у нас любят приводить в пример Америку. Так вот: отношение американцев к сексуальной ориентации почти такое же противоречивое, как в России. Если верить опросам, американское общество разделилось в своем отношении к однополой любви практически пополам. До 70-х годов прошлого века гомосексуальные отношения в США карались законом, как и в большинстве других стран.
27 июня 1969 года полиция произвела облаву в одном из гомосексуальных баров Нью-Йорка. Это было делом привычным, но владельцы бара в тот вечер не стали с этим мириться. Они оказали жесткое сопротивление. Бунт длился течение трех дней и вошел в историю как Стоунуоллский мятеж (Stonewall riots). Это событие положило начало гей-движению, которое со временем слилось в общий поток с движением за равноправие полов, расовое, этническое равноправие.
Обобщенный Чужой
Резолюция Европарламента "Гомофобия в Европе", принятая 18 января 2006 года, определяет гомофобию как "иррациональный страх и отвращение к гомосексуальности и к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям, основанные на предубеждении, подобном расизму, ксенофобии, антисемитизму и сексизму".
Выражение "обобщенный чужой" ввел социолог Юрий Левада. И, кстати, вышеупомянутый опрос, который проводили в его центре, тоже озаглавлен как "Страх чужого. Проблема гомофобии в России".
Как в любой фобии, в основе неприязни к "другим", будь то люди другой национальности или сексуальной ориентации, лежат предрассудки. Доктор философских наук Лев Гудков, руководитель "Левада-центра", утверждает, что неприятие той или иной этнической группы напрямую не связано с ее реальным поведением. "Ксенофобия – это перенос собственной агрессии, неудовлетворенности на других", – говорит он.
В случае гомофобии это еще более очевидно. 86 процентов россиян ответили на вопрос: "есть ли среди ваших знакомых гомосексуалы или лесбиянки?" отрицательно. То есть подавляющее большинство никогда не встречалось в реальной жизни с гомосексуалами.
При этом пять процентов россиян предлагают их "физически уничтожить". А, когда формулировка была изменена на завуалированное: "ликвидировать", процент желающих расправится с "другими" возрос до девятнадцати.
Как пишет социолог Майкл Киммел, в основе гомофобии лежит "страх, что другие мужчины могут разоблачить нас, лишить мужского достоинства, показать нам самим и всему миру, что мы "не тянем", что мы не настоящие мужчины". И выражает страх не столько перед гомосексуалами, сколько перед другими мужчинами вообще.
"Гомофобия освящает и укрепляет иерархический характер мужских сообществ и право "настоящих" мужчин господствовать над "ненастоящими". Унизить другого – значит "опустить" его, лишить мужского достоинства", – добавляет в статье Игорь Кон.
Вот почему преодоление гомофобии не может быть делом только самих сексуальных меньшинств. Умение видеть в Другом не врага, а собеседника, которого нужно слушать и понимать – это для человечества единственная возможность уцелеть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции