Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
Годовщину своего третьего президентского срока Владимир Путин отметил рабочим совещанием с кабинетом министров. Последние отчитывались, как исполняют майские (2012 года) указы главы государства. Фактически речь идет о президентских обязательствах перед народом в плане улучшения его, народа, жизни.
В преддверии мероприятия общественность ждала грозы в начале мая. Накануне некоторые СМИ со ссылкой на источники в администрации президента сообщали, что три министра, занимающие самые "расстрельные" должности (министры труда, здравоохранения и образования) получат на совещании по выговору. И хоть пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не подтвердил этого, атмосфера была напряженной.
Перед открытой частью совещания состоялся короткий разговор в закрытом режиме. Когда включили телекамеры, лица многих чиновников отливали свекольным оттенком. Правда, приглядевшись, можно было понять, что это не последствие разноса с занесением в личное дело, а от переизбытка солнечных лучей. Министры — тоже люди, чтобы провести хотя бы часть длинных праздников на дачных, к примеру, участках.
Впрочем, из вступительного слова стало понятно, что нынешним министрам пока вряд ли стоит чего-то опасаться. Всем своим тоном и видом Путин подтвердил позицию, озвученную им 25 апреля на "Прямой линии". В целом работой кабмина он удовлетворен, но еще имеются у нас кое-где отдельные недостатки, которые перемежались с констатацией достижений с помощью союза "однако".
Не надо обманываться и вводить себя в блуд
Пожалуй, главной претензией к правительству стала недостаточная эффективность управления, которую президент считает основным механизмом исполнения своих указов. Свое недовольство Путин подтвердил несколькими примерами.
Например, госгарантии по кредитам для среднего производственного бизнеса. Выделили деньги — 20 миллиардов, но они лежат в бюджете мертвым грузом. Почему? Потому что получить средства практически невозможно из-за того, что не разработан механизм их получения. А должен был — еще до 1 ноября прошлого года. А гарантии, собственно, и есть те если не рычаги, то рычажки для экономики, которую не можем сдвинуть с места с начала года.
Или еще сюжет — до конца декабря правительство должно было составить исчерпывающий перечень процедур для строительства. Составило. Но в октябре вспомнило, что нужно внести изменения в законодательство, которое позволило бы принять этот перечень правительственным документом. Никаких поправок не было принято. В итоге механизм не запустили. Вообще, возмущался Путин, многое не работает, поскольку не утверждено.
Или программа по Дальнему Востоку, которую утвердили с финансированием из бюджета в 3,8 трлн рублей до 2025 года. Но в период 2020 года Минфин подтвердил только около 300 миллиардов.
"Спрашивается, зачем утверждали такой документ, если непонятно, как и за счёт чего его исполнение? Для "галочки" не надо работать. Это мы сами себя обманываем, в блуд вводим, — нахмурился президент. — Результата не будет никакого, только дискредитируем себя!"
Зачем нам ручное управление
Но, как я уже отметила, кабинету досталось не сильно. На совещании во вторник окончательно очертился образ главного раздражителя в плане выполнения указов. Не только центр их исполнения смещается в регионы, но и ответственность за это.
"Именно здесь, что называется, "на земле", нужно достичь видимых общественных результатов", — подчеркнул Путин.
Достаточно вспомнить, что региональным властям крепко досталось еще на апрельском совещании, где обсуждали переселение людей из аварийного и ветхого жилья. Линия децентрализации во вторник стала настолько заметной, что даже министры не преминули ущипнуть региональные власти.
В частности, именно последние, по мнению собравшихся, стали основными виновниками того, что до медработников не дошли доплаты — от 3 до 10 тыс рублей. На "Прямой линии" этот вопрос подняла фельдшер Наталья Осипова. Правда, она интересовалась, почему доплата фельдшерам меньше, чем медсестрам, но президент акцентировал внимание на то, что деньги не дошли. Поскольку передали на региональный уровень, не сомневается Путин. Ведь деньги выделили, они переведены, но не все их получили.
"Я помню очень хорошо наши разговоры на совещаниях по этому поводу, когда коллеги убеждали, что мы деньги переведем, это будут и должны быть региональные обязательства, и они их исполнят, поскольку деньги мы же туда направим, — говорил президент. — Я прошу вспомнить о том, что я говорил. Я сказал им: "Не заплатят, будут сбои". — "Нет, заплатят. Мы их окрасим". Окрасили? Кому нужна такая краска? "Где деньги, Зин?" Помните замечательные слова Высоцкого?" В общем, механизм не отлажен, а регионалы недостаточно готовы принимать ответственность. Знаете, можно сколько угодно спорить и ругаться по поводу так называемого ручного способа управления. Хорошо, давайте не в ручном. Давайте будем делать это системно, но тогда давайте такую систему вводить, которая эффективно работает", — объяснил Путин коллизию исполнительной власти на Руси.
Народная формула
"Готова", — раздался из компании министров женский голос, который, исходя из компетенции по данному вопросу, принадлежал вице-премьеру Ольге Голодец, куратору социальной сферы.
И нужно отдать ей должное за смелость. На самом деле, от формулы, которую в апреле внесена в правительство, все считают своим долгом откреститься, поскольку слишком непонятной она получилась.
"Коллеги говорят, что готова, но тогда давайте её "опубличивайте", примите на правительстве, вносите в Думу, и будем ее обсуждать с людьми. Это келейно сделать не удастся, да и не надо этого делать келейно. Зачем? Нужно, чтобы люди понимали, что происходит, что предлагается", — поторопил кабинет Путин.
Заодно предложил ускориться с информированием людей о том, что до конца года они могут перевести 4% накопительной пенсии в негосударственные фонды. Иначе их перенесут в страховую часть и будут выплачивать в качестве пенсий текущим пенсионерам.
Но министр труда и соцзащиты Максим Топилин выдвинул альтернативу — продлить срок выбора до 2015 года. Пока это было озвучено только в виде предложения. По словам министра, законопроект будет разработан и внесен в Госдуму в июле 2013 года.
Прозвучало это заявление громко, и в логике ему не откажешь. Но будет ли продлен срок, во время которого мы можем определиться?
Трудно сказать. Если правительство не разработает и не примет пенсионную формулу в ближайшее время, то весь пакет пенсионной реформы может быть отложен. Тогда, есть ощущение, уже и выговорами министрам не обойдется.
Система оценки эффективности министров
Под занавес Владимир Путин сообщил, что считает необходимым ввести персональную ответственность министров за исполнение своих указов. Кстати, эта мера уже давно обсуждается в рамках бюджетной реформы, которую разрабатывает и проводит Минфин. Помнится, что мелькали даже предложения ввести уголовную ответственность за провал выполнения госпрограмм.
"Судить об исполнении указов будем не по бумагам, а по качеству жизни людей", — обозначил он KPI для министров.
Руководитель аппарата правительства Владислав Сурков незамедлительно приступил к материализации принципа "не по бумагам". Причем в прямом смысле этого слова. Сурков начал с того, что не будет зачитывать большой (тут он выразительно посмотрел на тонкую стопку листков, которую держал в руках, и отложил ее) отчет, поскольку выступление президента было исчерпывающим.
"Я хотел бы все-таки, понимая, что бумажка — это всего лишь бумажка, отметить, что, с точки зрения формальной дисциплины, то есть своевременности подачи докладов, правительство работает достаточно безупречно", — скрестил бюрократический подход с его же отрицанием вице-премьер Сурков.
И тут же углубился в цифры — из 200 поручений, которые вытекали из президентских указов, 111 уже выполнены, но исполнение 50 еще нельзя признать удовлетворительными. Правительство работает над устранением отдельных недостатков.
Другие члены кабинета радикальных жестов делать не стали, вооружились бумажками и продолжили сыпать цифрами достижений и отдельных недостатков, которые "кое-где у нас порой". И все почему? Цифры — показательны, а как проверишь качество жизни людей? Даже ручное управление не поможет — в каждый дом же не заглянешь.
Спросила я у своего друга доктора, повысили ли ему в первом квартале зарплату на 16% (по констатации Минздрава — это средний уровень увеличения оплаты врачей). Говорит, что повысили на 12%. Да и доплату дали — 3 тысячи. А должны были 10 тысяч. Посоветовала писать прямо министру Веронике Скворцовой, что она в прошлом месяце и предложила делать врачам, которым не доплачивают. Ручное управление так ручное управление.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции