Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
Начало второго квартала для рубля оказалось волнительным. Причем волны выдались с высокой амплитудой — они то резко бросали вниз курс российской денежной единицы, то вздымали вверх. Высокие колебания курса привели к тому, что Центробанк впервые за полгода был вынужден продавать иностранную валюту для поддержания отечественной.
Прошлая неделя не только стала богатой на тревожные новости для рубля, но, пожалуй, и четко обозначила тенденцию его движения, как минимум, до конца года. Все свидетельствует о том, что национальная валюта вступила на путь ослабления. Как выразился начальник аналитического отдела "Арбат Капитал Менеджмент" Сергей Фундобный, сложно найти причину, почему рубль может стать крепким.
Итак, какие же факторы свидетельствуют не в пользу рубля?
Оснований для укрепления нет
Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов под занавес недели сообщил, что, если не будет принято срочных мер стимулирования, то уже к осени России грозит рецессия. Впрочем, Америку он не открыл. Подобный сценарий вырисовывался уже когда чуть ранее один из замов Белоусова Андрей Клепач поведал, каким образом Минэкономразвития в апреле собирается скорректировать прогнозы по основным экономическим показателям.
Конечно, все понимали, что изменения будут в худшую сторону, но не настолько же. Рост ВВП, как уточнил первоначальные ориентиры Минэкономразвития, не впишется не только в изначально планируемые 3,6%, но и даже в 3%, которые осторожно произносились еще в конце марта. Новый ориентир — 2,4%. При этом Клепач отметил, что если экстраполировать текущие тенденции на весь 2013-й год, то получается всего 1,7%. Учитывая, что в начале года мы видели отрицательные показатели роста, то рецессия может наступить и до осени.
Да и взяться высоким темпам роста особо неоткуда. Так, заметно снизил Минэкономразвития и прогнозы по обороту розничной торговли, инвестициям. При этом отмечается нулевой рост экспорта. Все это чревато снижением доходов бюджета, что ставит под сомнение выполнение всех обязательств, заложенных в основном финансовом документе страны. Ведь для того, чтобы стабильно придерживаться расходной статьи, ВВП должен повышаться на 5% в год.
"Замедление роста экономики может негативно сказаться на курсе рубля к иностранным валютам — при прочих равных более низкие темпы роста должны приводить к ослаблению национальной валюты", — подтверждает старший аналитик Национального рейтингового агентства (НРА) Максим Васин.
Еще одно немаловажное уточнение прогноза — по оттоку капитала. Если раньше Минэкономразвития предполагало, что из страны утечет $10 млрд, то теперь ожидает $30-35 млрд. Да и за этот показатель придется побороться, учитывая, что за первый квартал отток капитала составил $25 млрд. И деньги продолжают активно покидать страну. Российские фондовые индексы вяло продолжают падать с начала года. Например, ММВБ за это время потерял более 11%.
Капиталы устремились в США, куда инвесторов привлекает относительная стабилизация экономики, а также усиление рисков в развивающихся странах и Европе. Именно поэтому фондовый рынок Соединенных Штатов продолжает расти и в конце недели индекс S&P 500 установил новые исторические рекорды. Приток капитала одновременно ослабляет валюты стран, откуда деньги бегут, и укрепляют доллар, которому сейчас доверяют инвесторы.
Нужно, правда, заметить, что не из всех развивающихся стран утекали капиталы в первом квартале этого года. Например, в Китае был приток. Сергей Фундобный полагает, что причина даже не в замедлении экономического роста, а в низкой бюджетной дисциплине, позволяющей расходам увеличиваться быстрей, чем доходам. Так было и раньше, но пока стремительно росли сырьевые цены, положение уравновешивалось. Сейчас нефть хоть и находится на достаточно высоких уровнях, но стабилизировалась и даже не предпринимает попытки рвануть вверх. Выход очевидный — начать экономить.
"Американская угроза"
Действительно, с доходами у нас не все так хорошо. Очень высока вероятность того, что стоимость "нашего всего" — нефти, продолжит снижаться. С начала года нефть марки Brent уже потеряла около 5% (за последнюю неделю — 1,2%). Почему есть основания думать, что сырье будет дешеветь и дальше? Об этом свидетельствуют события последней недели в Соединенных Штатах, которые по большей части формируют цены на нефть.
Во-первых, на прошлой неделе президент США Барак Обама представил бюджет на 2014-й финансовый год, который начнется в октябре 2013-го. В этом документе достаточно много уступок республиканцам, которые требуют дальнейшего сокращения расходов. Если возобладает позиция законодателей, то теоретически снизится денежное предложение, что будет способствовать укреплению доллара. Экономисты, правда, опасаются, что резкое урезание расходов приведет к торможению экономического роста —администрация Обамы снизила прогноз ВВП с 2,7% до 2,3%. В этом случае заметно подорожать американской валюте не удастся.
Во-вторых, в США растет количество сторонников сворачивания программы количественного смягчения, которая выражается в накачке экономики деньгами за счет того, что ФРС выкупает внутренние обязательства. Именно в связи с тем, что Федрезерв оперативно начал заливать кризисный пожар 2008 года деньгами, Америка сейчас показывает хорошие темпы восстановления.
Судя по опубликованным на этой неделе протоколам заседания ФРС, несколько членов комитета высказались за постепенное сокращение программы по выкупу активов с середины этого года, чтобы полностью завершить ее к концу 2013-го. Один член комитета и вовсе выступил с предложением немедленно начать сокращать практику количественного смягчения.
Тем не менее, пока Федрезерв не намерен сворачивать программу, что позволяет надеяться на то, что доллар не будет укрепляться слишком сильно. По мнению Максима Васина, риск завершения программы денежной накачки есть, но на данный момент это маловероятный сценарий, поскольку Федрезерв дал понять, что готов продолжить политику смягчения. В частности, за счет сохранения низких ставок до 2015 года.
Искушение обесценить рубль
При том, что есть серьезная опасность снижения доходов, расходы растут как на дрожжах. И это не только траты на социальную сферу, но и огромные вливания в оборону, к примеру.
В начале года, о чем свидетельствует статистика Федерального казначейства, расходы подскочили на рекордную величину — около 33% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го. В такой момент возникает сильное искушение заткнуть образовавшуюся в бюджете дыру за счет денежной эмиссии. При этом убивается сразу два зайца — обеспечивается выполнение обязательств, которые, в свою очередь, обесцениваются за счет снижения курса рубля.
"Рост расходов является органическим процессом, который трудно повернуть вспять в отсутствие существенных изменений в госполитике, а их не наблюдается, — размышляет Максим Васин.- Искушение стимулировать экономику за счет девальвации и снижения процентных ставок, за счет накачивания экономики кредитными деньгами имеется. И оно растет на фоне того, как все большее число стран переходит к подобной политике (последний пример — Япония). Наши политики также хотят получить быстрый, пусть и кратковременный эффект, за счет мер монетарного стимулирования экономики и ослабления валюты, которое немедленно будет сказываться на доходах бюджета".
Впрочем, аналитики не ожидают серьезного падения курса рубля, если Центробанк будет продолжать поддерживать валюту в периоды максимальной слабости за счет интервенций. А для этого существуют серьезные основания. В частности, с начала года усилилась инфляция. Не исключено, что к концу года, если цены не получится затормозить, захотят поправить итоговый показатель за счет укрепления рубля. В этом случае рубль ослабнет, но не очень сильно. До какого же уровня может упасть курс рубля? Максим Васин считает, что в конце года доллар будет стоить 32,3 рубля. Прогноз Сергея Фундобного более суровый — 33-34 рубля за доллар.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Но нужно ли нервничать и переживать? К примеру, вы сильно переживали, когда в начале июня 2012-го доллар подорожал до 34 рублей, а евро до более чем 42 рублей? Хотя, вот пример: в июне прошлого года находилась за рубежом с рублевой картой. И очень сильно меня раздражало укрепление валюты. Пришлось ловить момент коррекции, чтобы расплатиться за туристические услуги. Неприятно было, конечно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции