Рейтинг@Mail.ru
Какой цыгану нужен паспорт - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Какой цыгану нужен паспорт

Читать ria.ru в
Дзен
За внешней стороной цыганского общества кроется мало кому известный мир цыганской дипломатии. По мнению Сергея Петухова, цыгане додумались до гениально простой и вполне реальной модели государства будущего.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

Во Всемирный день цыган 8 апреля принято восхищаться яркой и самобытной культурой цыганского народа и политкорректно каяться в нехорошем отношении к отдельным его представителям, которое кто-то кое-где у нас порой допускал.

Между тем, за броской внешней стороной цыганского общества кроется мало кому известный мир цыганской дипломатии, которая находится сейчас всего в одном шаге от официального признания международного надтерриториального паспорта цыгана.

Этот документ будет символизировать достижение настоящего цыганского счастья, вынашиваемого веками жертв и лишений. И одновременно станет самой вожделенной мечтой любого человека любой другой национальности, не желающего иметь никаких общих дел ни с каким государством. 

Что празднуем

Когда продвинутый хипстер говорит: "Я гражданин мира!" — и срочно уезжает в Гоа, мы понимаем: ему, наверное, повестка из военкомата пришла или, того хуже, из полиции.

Хипстеру легко это говорить, в кармане у него паспорт гражданина РФ, а в Москве квартира, которую он сдал трудовым мигрантам за тысячу долларов в месяц. Если в Гоа у него закончатся деньги, или он попадет в какую-нибудь некрасивую историю, можно рассчитывать на помощь российского консульства, во всяком случае, можно ее требовать, а консульство обязано ее оказать. Даже решив отказаться от неудобного в сложившихся жизненных обстоятельствах паспорта, такой "гражданин мира" тут же становится в очередь на получение взамен неудобного паспорта другого, более удобного для него в новых обстоятельствах. 

У трудовых мигрантов, живущих в московской квартире хипстера, даже если они нелегальные, тоже есть паспорт какой-нибудь бывшей республики Советского Союза, а ныне суверенного государства, и за них тоже, если что, заступится их государство, а от государства не отмахнешься полицейской дубинкой.

Цыган вслух не говорит, что он гражданин мира, но уже много веков всем своим поведением это демонстрирует. Вызывающе это подчеркивает. Словно законы страны, где он живет, его, можно сказать, родины, не для него писаны. 

Нас это нервирует. Ну чего ему не хватает? Живи, как все, не противопоставляй себя коллективу, и все у тебя будет в порядке. Но цыган не хочет быть собственностью никакого государства, пусть даже самого демократического. 

Ну, и как нам, государственным крепостным от рождения, относиться к такому человеку? Он раздражает до такой степени, что раньше его без лишних слов вешали, как в Англии, Австрии, Моравии, Пруссии, Швеции в XVI-XVIII веках, или расстреливали, как в 1939-1945 годах во всей Европе. Сейчас нравы смягчились, но мелкие несправедливости по отношению к цыганам по-прежнему допускаются, и нам за эти несправедливости стыдно. 

Поэтому раз в год, во Всемирный день цыган 8 апреля, мы умиляемся зажигательным цыганским песням и пляскам. Политкорректно вспоминаем о некотором взаимонепонимании в прошлом и обещаем больше никогда не убивать цыган и не депортировать, а создать все условия для сохранения и преумножения самобытной цыганской культуры. При условии, конечно, что цыгане будут вести себя цивилизованно, то есть как все остальные. 

Цыгане с готовностью поют и пляшут для нас в этот день, но для них этот день полон другого смысла. 8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, на котором цыгане объявили себя единой нетерриториальной нацией и утвердили национальные символы своего всемирного государства: флаг и гимн.

В этот день цыгане празднуют свою независимость от всего остального мира с его государственно-территориальным мировым порядком. 

Чего хотят цыгане

Если кто подумает, что 42 года назад в Лондоне происходило красочное и представительное мероприятие с цыганскими песнями и плясками, то ошибется. Всемирный конгресс цыган прошел еще скромнее и незаметнее, чем первый Всемирный сионистский конгресс в 1897 году в Базеле. 

Даже не в самом Лондоне, а в тихом респектабельном его пригороде Орпингтоне собрались 23 уважаемых цыгана из девяти стран тогда разделенной Европы. Четырех стран-членов НАТО (Великобритании, Франции, ФРГ и Норвегии), тогда еще франкистской Испании, двух соцстран Организации Варшавского договора (Чехословакии и Венгрии) и двух "буферных" государств — формально социалистической Югославии и демократической Финляндии. В качестве наблюдателей с правом совещательного голоса на встрече присутствовали цыгане из Бельгии, Канады, США и Индии, которая, кстати, и финансировала все это мероприятие в Орпингтоне.

Аналогия с базельским конгрессом сионистов не случайна. Оба народа имели похожую судьбу. Оба утратили родину, оба пришли в Европу и оттуда рассеялись по всему свету, оба пережили неприязнь со стороны местных народов, доходившую до геноцида, оба в один прекрасный день делегировали своих представителей на всемирную встречу, чтобы выработать план спасения своего народа. Оба приняли на первых своих всемирных конгрессах национальные символы — флаг и гимн. Но на этом их пути разошлись. 

Представители еврейских диаспор приняли на своем конгрессе в Швейцарии так называемую "Базельскую программу", главной целью которой было восстановление еврейской государственности на земле предков в Палестине. А в Орпингтоне цыганскими лидерами была декларирована прямо противоположная цель — надтерриториальность цыган. Но с собственными национальными флагом и гимном, президентом, парламентом, правительством, судом. Словом, со всеми тремя ветвями власти, как в полноценном территориальном государстве. Возвращаться на историческую родину в Индию они не стремились.

Табор приходит в ООН

Все это настолько противоречит традиционному представлению о цыганах, что может вызвать недоверие или, хуже того, пренебрежительную отношение, мол, что за глупость! "Цыганские бароны" всегда были, теперь их президентом и министрами решили назвать. Но настоящей глупостью будет не замечать, что произошло с момента проведения первого цыганского конгресса.

Через год, в 1972 году, Международный цыганский комитет (International Rom Committee, или коротко — IRC), учрежденный в Орпингтоне, стал членом Совета Европы. На втором Всемирном конгрессе цыган в 1978 году IRC был преобразован Международный союз цыган (International Romani Union — IRU), состоящий из конгресса, парламента, президиума и верховного суда чести. 

В таком виде в 1979 году IRU получил статус консультативного члена 3-й категории Экономического и социального совета ООН. В 1986 году зарегистрирован как неправительственная организация в ЮНИСЕФ. В 1993 году был повышен в статусе до консультативного члена 2-й категории при ООН.

Таких членов-наблюдателей второй категории при ООН тысяча с небольшим хвостиком, скажете вы, вот если бы хотя бы первой категории, которых всего сотня на весь мир — это да.

Но тут важна не категория, которую рано или поздно IRU повысят. Гораздо важнее то, что цыгане имеют официальное представительство не где-нибудь, а в ООН — и именно в том надтерриториальном статусе, который им нужен. 

Пропуск в мировое пространство

Вторым шагом цыган на пути к официальному признанию их надтерриториальности должно стать признание их паспорта. Он уже был презентован IRU в конце нулевых годов

Параллельно в рамках Европейского центра защиты прав цыган IRU направленно готовит общественное мнение к необходимости такой меры, активно собирая и публикуя все случаи несправедливого отношения к соплеменникам. Совсем недавно, например, вышел их отчет о нарушениях прав цыган в России

На таком фоне и с учетом градуса политкорректности в современном мире, идея с цыганским паспортом уже не кажется фантастической. Вполне может появиться и такой паспорт, который, разумеется, далеко не все государства признают. Но и в таком качестве он моментально станет мечтой каждого олигарха, который на всякий случай запасется гражданством чудесной страны, где нет налоговой полиции.

Цыганское счастье

В этой мечте цыган о счастье пока много наивного и даже смешного. Их надтерриториальное государство существует только в виртуальном виде. Там в его парламенте числится даже один россиянин — Тахир Бобров, более известный старшему поколению россиян как автор и исполнитель цыганских песен в кинофильме "Табор уходит в небо".

Но если вдуматься, то не такой уж смешной кажется цыганская мечта о надтерриториальным государстве, у которого нет ни границ, ни армии, а Верховный Суд — это суд чести. Пожалуй, это и есть та самая страна Утопия, над устройством которой ломали головы лучшие умы человечества, но не додумались ни до чего более креативного, чем разные вариации на тему советского колхоза, только с трезвыми колхозниками и неправдоподобной урожайностью зерновых и зернобобовых и небывалой удойностью крупного и мелкого рогатого скота. 

Цыгане же додумались до гениально простой и, главное, вполне реальной модели государства будущего. А почему им не додуматься? Потому, что они не способны на большее, чем трясти монистами в хоре, водить медведя на цепи и приторговывать наркотиками? 

Выходит, способны на гораздо большее, чем многие другие. Вот, наверное, о чем стоит нам задуматься в этот день. Если, конечно, позволит менталитет потомственных государственных крепостных.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала