Андрей Резниченко, руководитель редакции науки и экологии РИА Новости.
Иранская АЭС "Бушер" наверное, никогда не перестанет быть источником новостей для журналистов, причем новостей на пустом месте. К примеру, в пятницу почему-то новостью стала информация почти двухнедельной давности об остановке иранской станции для починки генератора.
Конечно, продвинутый читатель волен это списать на неуклюжие попытки некоторых СМИ застолбить себе место в новостном потоке. Тем не менее, ясно одно: атомная станция в Бушере будет еще долго генерировать новости – может быть, по времени столько же, сколько и вырабатывать электроэнергию. Почему?
Зачем этот "Бушер" России
Объект по-настоящему уникальный. Ну вот такой, что можно без опаски приводить его в качестве успешного приложения русского таланта сочетать несочетаемое.
Мы же действительно единственные в мире, кто соединил атомные технологии двух совершенно разных стран, да еще и отстоящих друг от друга почти на полвека. Отсюда, кстати, и все технологические проблемы Бушерской АЭС – старое немецкое оборудование постоянно дает сбой. Его приходится чинить, энергоблок отключают от энергосети журналистам на потеху.
Зачем эта станция России – понятно. Москва обещала построить объект – Москва сделала. Никто тут Росатому, а значит и России, предъявить невыполнение контракта не может.
Кстати, отличный сигнал для имеющихся и потенциальных заказчиков Росатома, коих уже набралось на 70 миллиардов долларов. Если уж мы в Иране завершили такой сложнейший долгострой, то у вас-то точно построим все вовремя и самое современное.
Зачем он Ирану
Для меня самой большой загадкой было другое – зачем Ирану нужна АЭС "Бушер"? Смешно слушать разных западных аналитиков, которые утверждают, что станция необходима для энергоснабжения мощностей по обогащению урана, или для того, чтобы вытащить из тепловыделяющих сборок уран и сделать из него бомбу.
Страшилки, не имеющие ничего общего с действительностью. Чтобы понять, зачем Тегерану своя АЭС, стоит несколько раз съездить на саму станцию. Мне повезло, я был там неоднократно, общался со специалистами.
Атомщики в этой стране, особенно те, кто получил образование в России – это белая кость, элита. Они везде нарасхват, и очень многие из тех, кто обучался в нашей стране, вернувшись на родину, были растасканы по другим отраслям.
Мое мнение: Иран с помощью такого сложнейшего и крупного атомного энергообъекта, прежде всего, формирует целый класс, широкую прослойку высококлассных специалистов, которым привиты и инженерная культура, и опыт управления в атомной отрасли.
Иранцы действительно нацелились на развитие своего атома, своего поколения ядерщиков. Бушер – это, прежде всего, школа, где учатся не только строить, не только эксплуатировать, но и чинить.
И поэтому первая иранская атомная станция еще долго будет для мира источником новостей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции