Антон Коняев, РИА Новости.
Уход в отставку премьер-министра Туниса Хамади аль-Джебали, которому не удалось сформировать "непартийное правительство технократов", может стать предтечей очередной революции в этой некогда стабильной и одной из самых светских арабских стран, именно этим привлекавшей внимание огромного числа туристов.
Во вторник вечером тунисский премьер заявил об уходе со своего поста, так как ему не удалось претворить в жизнь свой план – создать новое независимое правительство, чтобы успокоить накалившуюся после убийства видного оппозиционера Шукри Бельида ситуацию.
Пуля в сторону "жасминовой революции"
Бельид, видный и непримиримый критик исламистских властей, был застрелен в Тунисе две недели назад, 6 февраля, когда неизвестные открыли по нему огонь. Убийство светской фигуры подлило масло в огонь внутреннего конфликта в Тунисе, часть населения которого раздражена неспособностью исламистской правительственной коалиции во главе с партией "Ан-Нахда" улучшить социальную атмосферу.
После убийства Бельида на улицы многих тунисских городов вышли сторонники светских политических сил, обвинившие правящих исламистов в устранении оппозиционера, а также требующие их свержения. Нападениям подверглись офисы движения "Ан-Нахда". В ходе столкновений, длившихся несколько дней, погиб один человек, около 60 получили ранения.
Представители властей отвергли все обвинения в свою сторону, а премьер, который является генеральным секретарем "Ан-Нахды", сказал, что "пули, выпущенные в Бельида, имели своей целью тунисскую революцию", произошедшую в конце 2010 – начале 2011 года – так называемую "жасминовую революцию".
В ответ на массовые акции оппозиции "Ан-Нахда" при поддержке тунисских салафитов провела в столице страны массовую акцию протеста, требуя "защитить завоевания январской революции 2011 года".
Политические пертурбации
Надеясь не допустить разгорания кризиса, аль-Джебали поспешил заявить о намерении распустить действующий кабинет министров и сформировать новое, "непартийное" правительство технократов. В противном случае он пообещал подать прошение об отставке, что в итоге и произошло во вторник.
Уход с высокого поста аль-Джебали, считавшегося в рядах свой партии наиболее либеральным и умеренным исламистом, может означать усиление позиций более радикальных религиозных группировок, которые выступают за создание в Тунисе исламского государства. А это, в свою очередь, несомненно, приведет к еще большему снижению общих объемов туристического потока.
Что русскому хорошо, то европейцу смерть
Сфера туризма, которая традиционно являлась одним из главных источников пополнения казны этого государства (около 7% от ВВП), не осталась в стороне от эскалации напряженности в Тунисе. "Жасминовая революция" в свое время нанесла ощутимый удар по туристической привлекательности Туниса, где, помимо ряда средиземных курортов, располагается множество достопримечательностей времен Карфагена и Римской империи. Некоторые из них включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Общие объемы турпотока в Тунис, куда чуть ли не на каждые выходные раньше приезжали европейцы, конечно же, сократился после событий конца 2010 – начала 2011 года. Улицы многих городов, живших за счет туризма, опустели, местные жители лишились единственного источника доходов.
Тем не менее, по данным тунисских официальных лиц, число туристов в 2012 году ощутимо выросло по сравнению с предыдущим годом, однако еще не дотягивает до дореволюционных показателей.
Примечательно, что относительно числа туристов из России рисуется кардинально противоположная ситуация. Так, по словам посла Туниса в Москве, в прошлом году североафриканскую страну посетили 250 тысяч наших соотечественников, тогда как в "спокойном" 2010 году – лишь 180 тысяч.
И остается лишь гадать, что "перевесит": любовь россиян к туристическому Тунису или их опасения относительно возможного закрытия для иностранцев этого североафриканского государства, которое может превратиться в "Тунисский халифат".
Как все начиналось
Более чем два года назад, в конце 2010 – начале 2011 года, Тунис пережил "жасминовую революцию", которая привела к свержению режима тогдашнего президента Зин аль-Абидина бен Али и приходу к власти умеренных исламистов. По данным ООН, в результате столкновений в ходе революции погибли 219 человек, более 500 получили ранения.
Вызванное нестабильностью обстановки сокращение инвестиций извне в экономику этой североафриканской страны, а также уменьшение числа иностранных туристов стало, в свою очередь, причиной ощутимого спада промышленного производства и роста безработицы до рекордных 17%. Кроме того, международные рейтинговые организации на фоне заявления аль-Джебали об отставке снизили кредитный рейтинг Туниса, что, несомненно, наложит свой отпечаток на и без того увядающую экономику этой страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции