Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Мы вошли в третье тысячелетие (христианства), и нам нужен кто-то, кто представлял бы именно это тысячелетие – вот, наверное, самая яркая из множества мыслей, высказывающихся сейчас в католическом мире. Она принадлежит одному из иерархов, близких к Кардиналу Парижскому.
Самое же важное тут может оказаться то, что "представлять третье тысячелетие" лучше не европейцу, и вообще не "человеку Запада". Первый из кандидатов на неожиданно освободившийся престол святого Петра (после заявления Бенедикта XVI о сложении полномочий) – африканец, кардинал Питер Кодво Аппиа Турксон из Ганы.
Из Рима – через моря и океаны
Лондонская "Гардиан" оказалась европейской газетой, где история с отставкой Папы Римского освещается наиболее подробно. Наверное, англичанам с их отдельной от Ватикана Церковью Англии это проще. Обзор глобальной реакции на события в Риме, публикуемый "Гардиан", напоминает нам, что неважно, где эта религия зародилась (не в Риме, кстати, хотя и в Римской империи). Важно, где она сейчас жива, сильна и на подъеме.
42% из 1,2 миллиарда католиков живет в Латинской Америке, сообщается в этом обзоре. Самая большая католическая нация мира – Бразилия. И там, замечает "Гардиан", портреты уходящего первосвященника оттеснили с первых полос газет – не может быть – картинки с бразильского карнавала!!! Общий мотив: открыта дорога в Ватикан для кардиналов-латиноамериканцев. И они с африканцами еще посоревнуются.
А они, латиноамериканцы, между прочим, совершают служение на континенте, где преобладает несколько левая "теология освобождения". Которую уходящий Папа Бенедикт однажды назвал "угрозой" (он вообще консерватор, и здесь были корни многих его проблем).
Латиноамериканский католицизм уходит корнями в бедные слои населения, в живущее в этих слоях ожидание справедливости, которое часто находит выражение в упомянутом "освобождении" (от гнета и бедности). Это не коммунизм, но часто пахнет революцией. И так же обстоит дело на католических Филиппинах, которые, может, и в Азии, но на самом деле похожи скорее на уплывший через Тихий океан осколок Латинской Америки.
Африка: католики там разбросаны по континенту и очень мало где преобладают, но – это 158 миллионов человек. А главное, католицизм там на подъеме.
Особенно в Демократическом Конго, Кении, Мозамбике, громадной Нигерии, Уганде и Зимбабве. И, как прямо высказался священник из Анголы Хасинто Пио Вакуссанга, "пока католицизм умирает в Европе, его берегут в Африке".
Что ни скажи, кто-то будет недоволен
Вот это самое – "умирает в Европе" – стало главным мотивом дискуссии на Старом континенте и в прочих странах Запада. Контраст того, что говорят латиноамериканцы, африканцы – и европейцы, очень велик. Для первых происходящее в Ватикане – радостная возможность обновления, для вторых – симптомы кризиса и несчастья.
Конечно, прежде всего, обсуждают демократизацию устройства церкви. Закат пожизненности служения Пап, возможность фиксированного срока избрания их; внимательно изучают полный текст отречения Бенедикта (что он на самом деле имел в виду?) – это все в порядке вещей. Напоминают, что в последний раз Папа уходил сам в начале XV века, чтобы избежать Авиньонского раскола и двоепапства. А то был кризис из кризисов.
Но общая картина очевидна: "западные" католики перечисляют все скандалы, которыми сопровождались восемь лет Бенедикта в Риме. То, как он напомнил очевидное, что "Европа – христианская", а потом пришлось уступить общественному давлению и не мешать иллюзии интеграции Турции в Европу.
Столкновения, по разным поводам, с мусульманами и иудеями – притом, что Папа Бенедикт на них прямо не нападал, это они слишком хотели неправильно воспринять его слова.
Канонизация Пия, которого успели обозвать "гитлеровским Папой": Бенедикт приводил факты о том, как тот укрывал в церковных помещениях в Италии евреев. Евреи не смягчились…
Ну, а внутрицерковные скандалы по поводу священников-педофилов или склоки в коридорах Ватикана – это обычное дело, за столетия папства и не такое бывало. Но подорвать католическую церковь эти истории раньше не могли.
В общем и целом, есть ощущение, что слишком непримиримый раскол европейского общества на либералов и консерваторов разрывал на две половины и католическую церковь: "в Европе и Америке церковь устала".
И любое решение Ватикана – неважно, что нынешний Папа считается консервативным, мог бы быть и либералом – отсекало от церкви прихожан либо с одной стороны, либо с другой.
"Польский Папа" Иоанн Павел II, чьим ближайшим соратником был Бенедикт, оказался в более счастливом положении – он был на подъеме, он возрождал религию на Востоке Европы. Бенедикту такой радости не досталось, и он физически не выдержал кризиса европейского общества, решил, что лучше уйти.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции