Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Лайнер Boeing 787 Dreamliner авиакомпании All Nippon Airways совершил утром в среду вынужденную посадку в японском аэропорту Такамацу. Причиной стали неисправности аккумуляторов и задымление в отсеке электрики.
В эти новогодние недели сообщения о новых и новых поломках в новейших "лайнерах мечты" постоянно находились в фокусе внимания СМИ. Что происходит с американскими машинами и к чему это может привести?
Boeing 787 Dreamliner – новая разработка концерна Boeing, которая пошла на рынок только в конце 2011 года. Самолет вмещает в разных модификациях от 242 до 290 пассажиров. В настоящий момент продано всего 49 машин, причем половина – японским авиакомпаниям Japan Airlines и All Nippon Airways, которые теперь и испытывают проблемы с эксплуатацией "дримлайнеров".
Почему такое внимание к отказам "787-го"?
Не только потому, что это новая машина, к которой еще только присматриваются заказчики (отечественный "Аэрофлот", к слову, уже оформил заказ на 22 лайнера). Причина в том, что в среду произошла уже седьмая поломка "дримлайнеров" за последние две недели, и большая их часть случилась у японских авиаперевозчиков. К слову, японцы уже останавливали эксплуатацию "787-х" летом 2012 года из-за проблем с корродирующими материалами двигателя.
ЧП с самолетами Boeing 787 Dreamliner в мире в 2010‑2013 годах >>
В чем причина отказов?
Если коротко – в том, что машина новая. На лайнеры стартовых заказчиков (японских авиакомпаний) сыплется град мелких отказов, не имеющих единой причины, кроме общей: сыроватости серийной конструкции самолета. Поэтому, с одной стороны, следует отметить, что это явно не последнее сообщение о неполадках на борту "сверхсовременного суперлайнера мечты". А с другой – что в конечном итоге машину доведут до ума и, скорее всего, будут не без успеха эксплуатировать.
Какую нишу на рынке занимает "787-й"?
В зависимости от модификации, "787-е" должны были менять старые "аэробусы" A300 (именно это и сделали японские авиакомпании) и более новые A330/A340, а также "боинги": "767-е" и, возможно, некоторые варианты "777-х". Другому громкому проекту последних лет – аэробусу A380 – "787-е" не являются прямыми конкурентами: европейцы больше по вместимости и наступают на пятки скорее хорошо известному "747-му".
Как череда отказов отразится на рыночных перспективах "787-х"?
Достаточно опосредованно. Boeing набрал довольно значительный пакет заказов на "дримлайнеры" (848 единиц на декабрь 2012 года), и череда неполадок способна повлиять определенным образом на динамику заказов разве что в части скорости получения новых (всего до 2030 года планируют продать не менее 3500 машин) и реализации опционов имеющихся контрактов. Это если не говорить о прямых потерях денег на доводку уже поставленных клиентам самолетов. Тем не менее, учитывая потенциальный объем продаж, такие расходы (и упущенную прибыль) хоть и следует признать невынужденными, однако системного влияния на ход всего проекта "дримлайнера" они не окажут.
Смогут ли воспользоваться ситуацией конкуренты Boeing?
Практически не смогут. Проект нового самолета у Airbus в нише "787-го" есть, это самолет A350 в некоторых своих разновидностях, однако он еще только разрабатывается и даже не поднимался в воздух. Именно поэтому Boeing находится в относительно выигрышной ситуации: у американцев есть фора на приведение "дримлайнера" в божеский вид без перспектив немедленной потери рыночной доли в пользу заклятого европейского оппонента по "биполярному" рынку гражданской авиации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции