Оксана Полищук, обозреватель РИА Новости.
Улучшить торговые отношения США и России и сохранить при этом "револьвер в кармане" пытаются американские законодатели, планирующие отменить поправку Джексона-Вэника и принять – фактически вместо нее – закон о "списке Магнитского". Таким образом, американцы, как представляется, демонстрируют, что Россия не перестала быть очень удобным внешним врагом, но стала при этом и выгодным торговым партнером.
Что именно будет принято и почему
В подготовленном к утверждению обеими палатами Конгресса США объединенном законопроекте ключевым является положение, наделяющее администрацию США полномочиями предоставить России статус полноправного торгового партнера на постоянной основе.
С принятием закона практика ежегодной приостановки действия поправки Джексона-Веника будет прекращена, а сама поправка отменена. После отмены поправки, согласно положениям нового закона, торговый представитель США будет следить, в том числе, за выполнением Россией правил и обязательств ВТО, выполнением Россией рабочих документов и соглашений в рамках ВТО, соглашения по информационным технологиям, соглашения о госзакупках, а также за "снижением уровня коррупции".
Само собой, о том, "как там у русских идут дела", американцы будут судить по своему усмотрению. Поэтому обязанность по подготовке ежегодного доклада о взяточничестве и коррупции в РФ ложится на министерство торговли. Также Минторг должен будет создать специальную "горячую линию" и веб-сайт для американских компаний для передачи сообщений о фактах коррупции или вымогательства.
Эти и другие положения закона, естественно, направлены в первую очередь на обеспечение интересов американских компаний, которые долгие годы терпели серьезные неудобства из-за явно устаревшей поправки Джексона-Вэника. И то, что она будет отменена, явно положительно скажется на экономических отношениях двух стран.
Однако американцы присовокупили к бочке меда ложку дегтя в виде "правозащитной" части документа. Она названа в память о скончавшемся в московском СИЗО в ноябре 2009 года юристе Сергее Магнитском, сотрудничавшим с инвестфондом Hermitage Capital Management и обвинявшимся в соучастии в уклонении от уплаты налогов с организации. Его смерть вызвала большой общественный резонанс, в том числе на Западе.
Под действие закона "о списке Магнитского" подпадают россияне, подозреваемые американцами в причастности к гибели юриста. В отношении этих лиц предусматривается введение визовых и экономических санкций. Список обвиняемых в нарушении прав человека будет обнародован в течение 120 дней после вступления закона в силу.
Причем в дальнейшем госсекретарь может дополнять список по мере поступления новой информации, а также исключать из списка людей, доказавших, с точки зрения госсекретаря и министра финансов, свою непричастность к гибели Магнитского.
Кто и как будет формировать "список Магнитского"
Американцы не были бы американцами, если бы не оставили за собой исключительное право решать, кто виноват и что делать. После принятия закона и госсекретарь, и министр финансов США смогут формировать специальные закрытые списки лиц, которым запрещен въезд в Соединенные Штаты.
При этом как помещение имен в такой закрытый список, так и исключение из него могут производиться в упрощенном и фактически неконтролируемом общественностью и СМИ режиме – с формулировкой "в интересах национальной безопасности".
Вместе с тем закон является, скорее, политической декларацией, так как у госдепартамента уже есть список российских чиновников, которым запрещен въезд в США в связи делом Магнитского, составленный и введенный в действие еще в июле 2011 года.
Зачем это США?
В США еще со времен холодной войны вошло в привычку обличать "русских" в нарушении прав человека. Ведь и отменяемая поправка Джексона-Веника носила "правозащитный" характер и на пике холодной войны поставила американо-советскую торговлю в зависимость от свободы эмиграции из СССР.
Давно взяв на себя роль мирового лидера, поборника демократии и защитника прав человека, Вашингтон не может расстаться с нею, продолжая мерить все и вся своей меркой. Кроме того, как представляется, Соединенным Штатам хотелось бы продолжать разговаривать с Россией с более выгодных для себя позиций, чему и призван способствовать принимаемый "двойной" законопроект.
Чем ответит Россия?
В Москве уже неоднократно заявляли о том, что принятие "закона имени Сергея Магнитского" Конгрессом США является неприемлемым для российской стороны. Как заявил накануне рассмотрения американскими законодателями соответствующего законопроекта официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич, "подобный шаг неизбежно окажет негативное воздействие на российско-американские отношения".
Дипломат пообещал "не оставить без последствий" антироссийскую инициативу и "жестко реагировать" – в зависимости от того, "какой окончательный вид примет это недружественное и провокационное законодательство".
При этом Лукашевич не уточнил, что именно предпримет Москва, однако указал на "бревно в глазу" американцев, которые грубейшим образом нарушают права человека у себя в стране, "фактически легализовав пытки, бессрочное и бессудное содержание заключенных в спецтюрьмах ЦРУ и на базе Гуантанамо".
"Соединенные Штаты не имеют никаких моральных оснований для проповедей и поучений других стран", – подчеркнул дипломат. Он также высказал убеждение, что "российско-американские отношения должны выстраиваться на основе триады фундаментальных принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и реального уважения интересов друг друга".
С помощью доброго слова и револьвера, или Что дальше
После отмены поправки Джексона-Вэника и принятия закона о "списке Магнитского" ситуация будет развиваться, скорее всего, двумя параллельными путями. С одной стороны, американские и российские бизнесмены получат возможность воспользоваться, наконец, всеми преимуществами, которые дает обеим странам вступление России в ВТО. С другой – периодически, в зависимости от того, как будет складываться ситуация, Вашингтон в своих отношениях с Россией будет доставать в качестве "джокера" закон "о списке Магнитского" и пытаться оказывать давление на российское руководство.
Не исключено, что впервые этот закон, как только он будет подписан президентом США и вступит в силу, будет упомянут в сирийском контексте двусторонних отношений. Ведь, как заявил один из американских законодателей, "российское правительство не только все больше ограничивает свободы у себя дома, но и вооружает кровожадные правительства за рубежом", имея ввиду поставки оружия в Сирию и Судан.
Получается, что хотя времена Дикого Запада и холодной войны давно прошли, генетическая память осталась, и американцы по-прежнему продолжают действовать по принципу "с помощью доброго слова и револьвера можно добиться большего, чем только с помощью доброго слова".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции