Евгения Соколова, Прайм.
Британская ВР и консорциум AAR, на паритетных началах владеющие третьей по размерам в России нефтяной компанией ТНК-ВР, во вторник сделали последний шаг на пути к разводу. Они договорились об урегулировании всех своих разногласий, включая внесудебное урегулирование всех ранее поданных против друг друга исков. Особенно важной частью соглашения стало разрешение обеим сторонам вести нефтегазовый бизнес в России и на Украине без согласований между собой.
Кто кому сколько заплатит
Таким образом, стороны сняли последние препятствия для продажи своих долей в ТНК-ВР крупнейшей российской нефтяной компании "Роснефть". Сделка предполагает, что доля ВР будет выкуплена за 17,1 миллиарда долларов и 12,84% акций самой "Роснефти". AAR же получит только денежные средства – но зато сразу 28 миллиардов долларов. Стороны объявили о сделке 22 октября и планируют закрыть ее в течение полугода. Однако история отношений ВР и AAR, изобилующая примерами невыполнения взаимных обещаний и договоренностей, многих заставляла сомневаться в ее благополучном завершении.
Как стороны искали компромисс
В прошлом году именно пункт акционерного соглашения между ВР и AAR, который требовал, чтобы все новые проекты были сначала предложены для реализации через ТНК-ВР, позволил консорциуму в Стокгольмском арбитраже заблокировать сделку ВР и "Роснефти" по созданию стратегического альянса. Эта история окончательно разрушила доверие между партнерами, которые с переменным успехом конфликтовали еще с 2008 года. В этом году конфликт вышел на точку невозврата, обе стороны признали, что уже не могут совместно вести бизнес. Даже российские власти были настолько впечатлены борьбой ВР и AAR, что дали "Роснефти" разрешение на покупку ТНК-ВР, несмотря на то, что это противоречит тренду на сдерживание государственного сектора. Как сказал президент РФ Владимир Путин, причиной разрешения стало "абсолютное отсутствие единства между акционерами ТНК-ВР, постоянная борьба, временами переходящая в рукопашную и в целом развитие деятельности от конфликта к конфликту".
Какие были претензии
Теперь же AAR и ВР пообещали конструктивно взаимодействовать между собой и с "Роснефтью" для успешного завершения сделок по продаже своих долей в ТНК-ВР. Возможность получить на двоих только денежных средств больше 45 миллиардов стала отличным стимулом для примирения. По слухам, ВР даже заплатила AAR порядка 300 миллионов долларов за урегулирование спора в Стокгольмском арбитраже, что можно счесть приемлемой ценой за спокойное завершение сделки без неожиданностей со стороны почти бывшего партнера. AAR в свое время оценивал свой ущерб от нарушения ВР акционерного соглашения в миллиарды долларов, а источники уверяли, что это будет 5-10 миллиардов долларов. Вероятно, и миноритарные акционеры ТНК-ВР, в сибирских судах требовавшие с ВР порядка 290 миллиардов рублей упущенной выгоды, утратят свой энтузиазм.
С кем дружить будем
ВР и AAR могут начать строить планы на свою дальнейшую жизнь, уже не связанную взаимными обязательствами. Например, совладельцы консорциума AAR – искать проекты для удачного инвестирования своих 28 миллиардов долларов.
ВР же в декабре планирует купить у государства еще 5,66% акций "Роснефти", чтобы в перспективе довести свою долю до 19,75%. С учетом того, что теперь ее не ограничивает акционерное соглашение, британская компания может купить и больше акций. Может ВР и подумать о возрождении идеи стратегического альянса с "Роснефтью". Правда, те участки арктического шельфа, на котором ВР и "Роснефть" собирались строить свое счастливое совместное будущее, российская госкомпания уже осваивает с другим партнером – американским гигантом ExxonMobil. Но в планах "Роснефти" получить еще 14 участков в Арктике, так что через полгода у сторон еще будет что обсудить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции