Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.
День тишины, опустившейся на Украину накануне парламентских выборов, не застиг ее жителей врасплох. Они, как полагают социологи, уже давно определились со своими симпатиями. Митинги, знаменовавшие пятничным вечером финал предвыборной кампании, собрали в сумме всего несколько тысяч готовых мерзнуть граждан.
И следов наглядной выборной агитации в Киеве ненамного больше, чем напоминаний о надвигающемся Хэллоуине. И политологи совершенно не удивлены противоречием: с таким небывалым для новейшей украинской истории хладнокровием проходят выборы, каких в этой истории еще тоже никогда не было.
"УДАР" для равнодушных
Спустя 10 лет Украина вернулась смешанному голосованию: половина парламента, состоящего из 450 депутатов, избирается по партийным спискам, половина по одномандатным округам. Однако 10 лет назад не было того феномена, суть которого формулирует Александр Черненко, руководитель Комитета избирателей Украины, наблюдающей за выборами неправительственной организации: "У нас не одна кампания. У нас их 226 одномандатники и партийные списки. И все абсолютно разные"
Партийное состязание проходит в полном соответствии с привычными политическими пристрастиями. Но социолог, руководитель фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина отмечает нюанс, который, по ее мнению, отличает украинскую демократию от всех остальных: "У нас власть и оппозиция не борются друг с другом за голоса. У тех и у других есть свой избиратель, который ни при каких обстоятельствах не перейдет в другой лагерь".
И тех и других всегда было примерно по трети. Теперь же стало намного больше представителей третьей трети - равнодушных.
И на фоне этого разочарования в тех, за кого вчера выходили на площади - главная сенсация выборов по партийным спискам: "УДАР" Виталия Кличко.
Теперь на "УДАР", как говорят эксперты, работает все. И скудный политический опыт его лидера – опытных Украина уже знает. Умение говорить не относится к числу его достоинств – что ж, златоустов во власти всегда было предостаточно. Он не слишком похож на политического мыслителя – а нужны ли Украине политические мыслители?
"Свобода" для парламента
"УДАР" (Украинский Демократический Альянс за Реформы) нашел свою нишу, хотя, конечно, правы и те, кто считает, что ему повезло. У оппозиционного избирателя всегда была какая-то основная партийная сила, за которую он голосовал. Но теперь все политические цвета поблекли, партия Юлии Тимошенко всегда держалась только на одном громком имени своего лидера, а Арсений Яценюк, бывший "оранжевый" спикер парламента, возглавивший оппозиционное объединение осиротевшей "Батькивщины" со своим Фронтом перемен, таким же лидером, как Тимошенко, не стал.
"УДАР" не возражает, когда в оппозиционных регионах на него падает оранжевый отблеск – в небольших дозах это на пользу. К безыдейному "УДАРу" с интересом отнеслись и там, где всегда безраздельно властвовала Партия регионов - здесь от всяких революционных аллюзий Кличко дистанцируется.
Но на родном для власти востоке, на котором ее на самом деле любят не намного больше, чем на западе, теперь вспомнили о забытом, казалось бы, кумире – коммунистах.
И на другом фланге у оппозиции тоже нашелся свой идейный раскольник - радикально-национальная "Свобода". В не верящей уже ни в какие знамена Украине партия хоть с какой-то идеей обретает вторую жизнь – просто как квинтэссенция протеста. И оттого, что идея столь вызывающая, что в нее все равно никто не верит, она вполне может частично собрать тех, кто намерен голосовать просто назло.
А таковых, даже после того, как многих подобрали "УДАР" и коммунисты, осталось достаточно. Может быть, даже для того, чтобы провести "Свободу" в парламент.
Реанимация смешанной модели
Как полагают в оппозиции, в лагере власти уже несколько недель царит паника: там обнаружили, что безоговорочное лидерство, к мысли о котором там привыкли – обман, причем опасный.
Социологи, впрочем, не подтверждают какого-либо обвала, ничего такого никто из них не зафиксировал. Люди, близкие к Партии регионов, дают свои прогнозы: около 240 мест в парламенте будет считаться в партии приемлемым результатом.
По партийным спискам никаких шансов набрать больше половины не наблюдается – больше четверти никто Партии регионов не сулит. Но на то, возможно, и была реанимирована смешанная модель, чтобы обогатить идею парламентских выборов мотивами выборов местных, в качестве которых неизбежно будут рассматриваться состязания в округах.
"Здесь выиграет тот, кто может построить детский сад, заасфальтировать дорогу, - объясняет Ирина Бекешкина, - Для оппозиционера милиция перекрывать дороги не станет, да и для детского садика как минимум требуется решение гороно"
Поэтому Партия регионов не скрывает своих планов: то, что она недополучит по спискам, она компенсирует в округах, и это вполне реально, поскольку оппозицию на сильных одномандатников явно не хватило. Но это отнюдь не снимает той напряженности, которую все ждут именно в одномандатном голосовании.
Сколько стоит победа
Как полагает Александр Черненко, традиционные варианты покупки голосов избирателей, вроде бесплатной раздачи гречки, себя уже давно исчерпали. Есть более глубокие технологии. Например, сетевой маркетинг, идеи которого на Украине уже зарекомендовали себя прекрасно.
Если аванс будет правильно отработан и в урне окажется предполагаемое сетевым проектом количество бюллетеней, то ответственный за организацию победы получит вторую половину, которая будет распределена по иерархии, полагает руководитель Комитета избирателей Украины. 200 гривен за голос (около 25 долларов) – это, по подсчетам экспертов, порядка 800 тысяч или миллиона долларов на округ. А эта сумма на Украине уже давно считается приемлемой ценой победы.
При этом голосование в округах на самом деле – воплощение того же самого политического разочарования. Черненко шутит: "На украинца нельзя давить. А купить очень даже можно, особенно когда его не интересуют никакие политические идеи".
В некоторых округах регионалы схлестываются с регионалами, и критерием естественного партийного отбора может стать что угодно. Хоть близость к конкретному олигарху - в одном из днепропетровских округов ставленник зятя Леонида Кучмы Виктора Пинчука схлестывается с протеже самого богатого, как считается, человека Украины Рината Ахметова. При этом и "УДАР", и объединенная оппозиция деликатно уходят в сторону, снимая своих кандидатов. В другом округе сошлись массажист премьер-министра и родственник главы президентской администрации.
От всего этого будущая конфигурация парламента еще больше запутывается. И каждый вносит в общий сюжет свою загадку. Коммунисты, расправив плечи, вызывающе уходят от вопроса, готовы ли они и в новом парламенте подставлять коалиционное плечо власти. Поэтому власть очень интересует возможность победить так, чтобы не связывать себя никакими коалициями.
А на оппозиционном фланге нет даже ясности в том, кто, собственно, будет ее, оппозицию, представлять. Во всяком случае, "УДАР" все переговоры о возможных альянсах благоразумно отложил. Как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, в которую, кстати, никто особенно не верит, он уже традиционную суть украинского парламента поменял: третьей силы в нем еще не было. Какой силой может стать в случае успеха "Свобода", никто уже не считает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции