Мария Селиванова, Марина Селина, РИА Новости.
Россиянам, планирующим свой отдых, все страшнее доверять его организацию туристическим компаниям. Информация о банкротстве турагентств и туроператоров, которая, как правило, скрывается за формулировкой "приостановление деятельности", появляется по нескольку раз в месяц.
Проверить надежность туроператора на сайте Ростуризма, найти в интернете историю его работы и внимательно прочитать договор с розничным продавцом тура – турагентством – вот минимальный перечень действий, который необходимо проделать каждому стороннику организованного туризма, говорят эксперты. В противном случае, велик риск пополнить ряды несчастных клиентов, ожидающих компенсаций за испорченный отпуск.
Последний случай произошел в пятницу, 14 сентября, когда о приостановке деятельности объявил петербургский туроператор "Миллениум Туризм и Конгресс ДМС СПБ".
"В АТОР обратилась туристка, которая сообщила, что компания "Миллениум Туризм и Конгресс ДМС СПб" не оплатила ее тур в Египет. После того, как мы начали выяснять обстоятельства дела, оказалось, что в течение последнего месяца сотрудники компании принимали деньги от туристов, но директор не оплачивал туры. А через какое-то время офис оказался закрытым", – рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
Купив путевку на курорт, туристу приятнее изучать путеводители и думать о том, что взять в поездку, а не нервничать по поводу платежеспособности и ответственности компании, которой он доверил организацию своего отдыха.
Как этого добиться? Выполнив пять условий, можно с высокой долей вероятности "спать спокойно" и ждать даты вылета на курорт.
Шаг 1
Обратившись в турфирму, нужно выяснить название туроператора, который будет заниматься организацией отдыха, и проверить агентское соглашение между турагентством, которое продает тур, и туроператором.
"Надо покупать туры в тех турагентствах, которые существуют не год и не два, а, желательно, более двух лет", – рекомендует Майя Ломидзе.
Шаг 2
Нужно проверить сведения о туроператоре в реестре на сайте регулятора, то есть Ростуризма, советует начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия. Главное – убедиться, что туроператор имеет финансовое обеспечение на крупную сумму. То есть его ответственность застрахована, и, если компания "кинет" своих клиентов, то страховая компания вернет клиентам потраченные средства.
"Если с туроператором что-то произойдет, то, во-первых, существует институт финансовых гарантий, и есть большие шансы вернуть деньги через страховую систему, – говорит РИА Новости директор юридической консультации "Визит" Анна Гладун. – Во-вторых, сейчас активно создается компенсационный фонд – Ростурпомощь, который гарантирует помощь российским туристам в экстренных ситуациях".
Шаг 3
Убедившись в том, что туроператор работает легально, а его ответственность застрахована, туристу стоит заняться поиском информации о нем в интернете, говорит Изо Арахамия.
Добывая сведения о туроператоре, нужно выяснить, есть ли у компании собственный авиапарк и собственная цепочка отелей, говорит гендиректор "Центра защиты граждан России за рубежом" и эксперт по туризму Общественной палаты РФ Дмитрий Давыденко. Авиапарк и отели могут быть в собственности, а могут быть арендованными или находиться в управлении туроператора. Правда, такой бизнес способны вести только крупные компании. "Но малый бизнес в туриндустрии не уместен", – говорит Давыденко.
Шаг 4
Если информация о туроператоре сомнений не вызывает, нужно не менее внимательно изучить турфирму, которая занимается розничными продажами туров.
"Потребитель должен знать, что в России нет лицензирования турагентств. Если турагентство показывает лицензии и сертификаты государственного образца и говорит, что они подтверждают его право на работу, то на этом этапе уже стоит задуматься", – отметила Майя Ломидзе.
Шаг 5
Необходимо обратить пристальное внимание на договор, который клиент подписывает с турфирмой. Это должен быть договор купли-продажи тура. "Договор должен быть не на оказание консультационных услуг и не на одном листе, – подчеркивает Ломидзе. – В договоре покупателя с турагентсвом обязательно должен быть указан туроператор, его номер в едином федеральном реестре".
Этот номер можно проверить на сайте Ростуризма.
Не стоит экономить на страховке от невыезда, на случай заболевания, проблем с визой и других форс-мажорных обстоятельств, добавляет Майя Ломидзе. "Это позволяет вернуть полную стоимость путевки", – говорит она.
Чем больше, тем лучше
Чем крупнее туроператор, тем меньше вероятность того, что он обанкротится, говорят эксперты. "В ближайшее время банкротиться будут мелкие и средние компании", – говорит Дмитрий Давыденко.
Сейчас в России почти 2,5 тысячи туроператоров. "Такого количества туроператоров нет ни в одной стране мира, – говорит он. – Через три-пять лет останется 20-30 крупных компаний. Рынок массового туризма должен быть крупным и надежным". В ЕС сейчас массовым туризмом занимаются два-три туроператора, их оборот составляет несколько десятков миллиардов долларов, говорят эксперты.
Правда, как показывает опыт, величина туркомпании – не гарантия ее стабильной работы. Достаточно вспомнить историю банкротств крупнейших российских туроператоров с двадцатилетним опытом работы – "Капитал тур" и "Ланта-тур вояж".
В таких случаях "попавшим" туристам остается ждать выплат от страховщиков и, возможно, изучать возможности самостоятельного туризма.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции