Рейтинг@Mail.ru
Пираты Гвинейского залива соревнуются с сомалийскими - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пираты Гвинейского залива соревнуются с сомалийскими

Читать ria.ru в
Дзен
Пираты опять отличились: в Гвинейском заливе захвачен греческий танкер с экипажем из 24 человек (23 из них - россияне). Судя по всему, речь идет о попытке слить с судна часть груза (дизтопливо и бензин) с целью последующей перепродажи на черном рынке.

Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.

Пираты опять отличились: в Гвинейском заливе захвачен греческий танкер с экипажем из 24 человек (23 из них - россияне). Судя по всему, речь идет о попытке слить с судна часть груза (дизтопливо и бензин) с целью последующей перепродажи на черном рынке.

В чем особенности современного извода этой прославленной романистами профессии? Гвинейский залив в Западной Африке в последнее время становится горячим местом: там растет количество нападений на торговые суда.

Но это отнюдь не единственное место планеты, где популярен пиратский промысел. В числе самых махровых пиратских гнезд - Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии и, конечно, районы у побережья Африканского Рога, вотчина сомалийских морских разбойников.

Неромантичные наследники Моргана

Ничего особо специального в современном пиратском деле нет. Все делается при помощи в той или иной степени подручных средств, и при этом довольно скучно.

Если речь идет о совсем прибрежном (или даже речном) промысле, то хватает скоростных моторок, на которых жертву прямо абордируют и далее начинают потрошить.

В океане используются те же моторки, но работающие с "матки" - как правило, это какой-нибудь древний сухогруз (возможно, из числа ранее захваченных), который болтается в районе судоходных трасс и высматривает цель.

Вооружение экипажей моторок - обычно автоматическое стрелковое, у серьезно "прокачанных" группировок имеются и пулеметы. Те же сомалийцы, прославившиеся своими подвигами у восточноафриканского побережья во второй половине "нулевых" годов, обожают, судя по фото и видеосвидетельствам, ходить на дело с советскими гранатометами РПГ-7, которых в Африке, как иной раз кажется, даже больше, чем надо.

Если команда не проявляет должного упорства в деле смывания наследников Генри Моргана за борт при помощи брандспойтов или просто не везет на борту охрану (хоть официальную, хоть полулегальную команду вооруженных наемников), то дела ее плохи: бодрые ребята забираются на мостик и "включаются в управление".

После этого судно либо грабят по мелочи, либо оттаскивают в условленное место и там уже грабят по-крупному - со снятием груза. Команду частично или полностью могут взять в заложники ради выкупа.

На этом, в общем, все. Никакой романтики и бригантин, поднимающих паруса. Сплошной скучный гоп-стоп по принципу "пять старушек - рубль".

Все несчастны по-своему

Если методы буканьеров XXI века более-менее одинаковы, то цели и "организационное обеспечение" пиратской работы в разных регионах планеты разительно отличаются.

Так, Малаккский пролив - традиционное пиратское гнездо еще с незапамятных времен. Там грабеж проходящих судов - привилегий местных преступных синдикатов, то есть практический чистый криминальный промысел, без оттенков и полутонов. Уж больно место удобное - и для грабежа, и для произрастания мафиозных структур, его организующих.

Гвинейский залив, где попался злосчастный греческий корабль (к слову, ставший вторым за две недели танкером с россиянами на борту, пострадавшим от пиратов в этой районе), - совсем другое место. В водах бывших "Золотого" и "Невольничьего" берегов шастают представители разнообразных "Фронтов национального освобождения деревни Верхнее Гадюкино" и прочих идейных борцов за эксклюзивное право собирать дань с небольшой территории.

Слабость центральной власти на фоне межрелигиозных и межплеменных противоречий (особенно это касается Нигерии) провоцирует эти группировки на паразитический образ жизни и извлечение дополнительного дохода уже не из подконтрольного населения, а за счет рэкета международных экономических игроков.

Помимо захватов кораблей, здесь можно вспомнить регулярные случаи взятия в заложники сотрудников западных нефтяных компаний в Нигерии с целью требования выкупа.

Особняком в этом ряду стоит сомалийское пиратство. Его уже правильнее называть "пиратством на Африканском Роге", а местами и "пиратством в западном Индийском океане".

Еще в середине "нулевых" годов сомалийские грабители морских караванов промышляли в основном в прибрежной зоне своего, с позволения сказать, государства. К 2010 году ареал их "кормовой базы" достиг Омана на севере, Занзибара на юге и без малого Мальдивского архипелага на востоке. Остановить его рост помогла только бессменная вахта международных морских сил, продолжающаяся до сих пор, и повышенные меры безопасности на торговых судах.

Если в Малаккском проливе работают криминальные синдикаты, а в Гвинейском заливе - приравнявшиеся к ним племенные повстанческие армии, то в Сомали пиратство стало важной частью национальной экономики.

Фактический распад на несколько государств и отсутствие официального признания новых "держав" Африканского Рога со стороны ООН сильно ограничивает легальную торговлю и инвестиции на этих территориях.

Можно проигнорировать существование непризнанных стран на месте не сложившейся общесомалийской государственности. Труднее проигнорировать несколько миллионов человек, живущих на этих территориях, и желающих есть хотя бы через день. Результат - на первых полосах газет в последние пять лет.

… и счастливы - тоже

Отличаются и методы извлечения прибыли.

Малаккский пролив (и вообще Юго-Восточная Азия) тесен, и "предприятия" в нем скоротечны. Чаще всего пираты вытряхивают корабельную кассу, иногда увозят нескольких заложников и требуют за них выкуп. Последним видом промысла обычно занимаются группы, входящие в разного рода местную партизанщину, а не в "чистые" криминальные синдикаты.

В Гвинейском заливе куда чаще снимают с кораблей груз. В этом смысле случившийся во вторник последний захват танкера с нефтепродуктами показателен: их оттаскивают подальше от оживленных трасс, сливают жидкий груз (сколько получится), а потом отпускают восвояси. Топливо продают проверенным скупщикам в тех же африканских портах, где не принято задавать слишком много вопросов. Похоже, в случае с пострадавшим греческим нефтеналивником речь идет именно о таком исходе.

Сомалийцы решают пиратством задачи финансирования своей суровой земли и потому мыслят масштабнее: они вымогают выкуп за судно целиком, с грузом и экипажем. У них и прибыли выше.

В золотые годы одно такое "предприятие" могло давать несколько (в исключительных случаях до пяти-шести) миллионов долларов валового дохода при себестоимости не выше полумиллиона. Правда, с началом международной морской операции и риски выросли преизрядно, но такова уж стезя джентльменов удачи.

Деньги вносились доверенным лицам из числа авторитетов сомалийских диаспор в Европе и Южной Америке, а потом по "серым" финансовым каналам (типа небезызвестной неофициальной системы расчетов "хавала") переводилась адресатам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала