Полина Орлова, Сергей Петухов, РИА Новости.
В середине августа исполняется 70 лет со дней массовых расстрелов евреев в Змиевской балке, которую многие в Ростове называют российским "Бабьим Яром". Здесь, на окраине Ростова-на-Дону, в 1942 году нацисты уничтожили практически все еврейское население города, а также расстреляли тысячи советских военнопленных, раненых из ростовских госпиталей, цыган, душевнобольных и инвалидов по нацистской программе истребления неизлечимо больных людей.
По договоренности между губернатором Ростовской области Василием Голубевым и президентом Российского еврейского конгресса (РЕК) Юрием Каннером в память о тех событиях с 12 по 14 августа в Ростове-на-Дону проходит Международный форум памяти Холокоста и жертв фашизма. Таких масштабных акций в память Холокоста, по словам Юрия Каннера, в России еще не было.
Одновременно в том же Ростове-на-Дону продолжается судебный процесс по иску местного адвоката Владимира Лившица и еврейских организаций к министерству культуры Ростовской области и городскому управлению культуры Ростова-на-Дону.
Еврейские организации требуют вернуть в Змиевскую балку памятную доску, установленную здесь в 2004 году и гласившую, что на этом месте был совершен самый крупный в России акт геноцида в отношении еврейского народа.
Мемориальную доску сняли местные власти в ходе реконструкции в 2007-2011 годах ростовского мемориала жертвам фашизма. После окончания ремонта в прошлом году на мемориале появилась новая доска, но уже без упоминания национальности расстрелянных в Змиевской балке.
Оперативное управление
Мемориальный комплекс в Змиевской балке построен еще в 1975 году, и тогда был одним из многих советских памятников жертвам нацизма без указания на национальность жертв. На мемориале так и было написано: "Памяти жертв фашизма в Змиевской балке".
В 2004 году здесь появилась мемориальная доска с надписью: "11-12 августа 1942 года здесь было уничтожено нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России мемориал Холокоста".
Как официально сообщила РИА Новости начальник Управления культуры администрации Ростова-на-Дону Людмила Лисицына, "разместил" эту надпись председатель Ростовского регионального отделения ВООПИиК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. – РИА Новости) Кожин А.О., нарушив тем самым статью 45 федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) РФ".
Нарушение состояло в том, что "содержание и место размещения доски не было согласовано с Государственным учреждением "Областная инспекция по охране и эксплуатации памятников истории и культуры" и с авторами мемориала".
Восстанавливать законность по горячим следам ростовские власти не стали, потому что шел суд "о признании имущества бесхозяйным". Хозяина мемориала суд так и не нашел, поэтому в 2005 году он "был принят в муниципальную собственность и закреплен за управлением культуры на праве оперативного управления".
Получив мемориал в управление, ростовские культурные власти начали его ремонтировать. Ремонт шел за счет средств местного бюджета и затянулся до 2011 года.
А когда закончился, доска со словом "Холокост" исчезла. Ее заменила другая: "Здесь, в Змиевской балке, в августе 1942 года гитлеровскими оккупантами были уничтожены более 27 тысяч мирных граждан Ростова-на-Дону и советских военнопленных. Среди убитых – представители многих национальностей".
Арифметические действия
Российский еврейский конгресс попытался вернуть прежнюю мемориальную доску на место сначала методом убеждения и апелляции к арифметике.
"Считается, что на территории современной России были расстреляны 142 000 евреев. На первый взгляд, не такая большая цифра. Но если рассматривать Россию как правопреемницу СССР, то картина разительно меняется. На территории СССР, в пределах границ 1941 года, были убиты примерно три миллиона человек, около половины всех погибших от рук нацистов – ереи. И в Змиевской балке, в Ростове-на-Дону находится самое крупное захоронение жертв Холокоста на территории России", – говорит президент РЕК Юрий Каннер.
Другая арифметика
"В архивных документах нет упоминаний, что в Змиевской балке фашистами было уничтожено 27000 евреев… В архивных документах и материалах Ростовской областной и Чрезвычайной Государственной комиссий по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, совершенных на территории города Ростова-на-Дону, работавших в 1943-1944 годах, нет ни одного упоминания о том, что в Змиевской балке расстреливали лиц какой-либо одной национальности. В трех из этих актов… упоминается о единственном массовом расстреле от 10000 до 13000 человек еврейского населения на территории Змиевской балки 11.08.1942 г.… Расстрел мирных жителей города Ростова и военнопленных начался 2-го августа 1942 г. продолжался до декабря 1942 г." за это время в районе Змиевской балки фашистами было истреблено более 27 тыс. чел. мирного населения г. Ростова и военнопленных, именно это и отражено на информационной доске, установленной в 2011 году", – пишет в своем официальном ответе на запрос РИА Новости Людмила Лисицына.
Бандеровцы в Бабьем Яре
Если вообще позволительны такие сравнения, то десять или тринадцать тысяч убитых нацистами в Змиевской балке евреев – это на порядок меньше расстрелянных в Бабьем Яре киевских евреев, где их погибло, по разным оценкам, от ста до ста пятидесяти тысяч. Но тоже, если вдуматься, далеко выходит за рамки представлений о человечности.
"В советское время тоже пытались отрицать, что большинство убитых в Бабьем Яре были евреями. Там действительно начали расстреливать евреев, но потом к ним добавились военнопленные, цыгане, члены УПА. Там расстреляли Олену Телигу", – напоминает профессор украинского Национального университета "Киево-Могилянская академия" Алексей Гарань.
Тридцатипятилетняя украинская поэтесса Олена Телига была членом Украинской повстанческой армии (УПА), бойцов которой у нас в России принято называть "бандеровцами". Сейчас на территории мемориала "Бабий Яр" в Киеве у расстрелянных здесь украинских националистов есть свой памятный крест.
Письма трудящихся
"Дело в не том, сколько евреев было расстреляно, а в том, что их убивали только за то, что они евреи", – пытается донести до ростовских властей суть Холокоста Алла Гербер.
В ответ в городском управлении культуры апеллируют к общественному мнению.
"Учитывая многочисленные обращения граждан и организаций о необходимости восстановления исторической справедливости и отражения на информационной доске, что в Змиевской балке стали жертвами фашизма, кроме евреев, и люди других национальностей (так же подвергались уничтожению цыгане; военнопленные; душевнобольные и инвалиды – по нацистской программе истребления неизлечимо больных людей; раненые фронтовики, находящиеся в госпиталях и др.) (копии писем прилагаются), – сообщает Людмила Лисицына.
Кроме того, напоминает управление культуры, мемориальную доску 2004 года они не выбросили. Ее можно увидеть в экспозиции музея мемориала. При его реконструкции "были учтены особенности разных национальностей, есть места для возложения цветов и зажжения свечей для православных, вдоль "Дороги скорби" у кустов можжевельника уложен красный природный камень, для поминания, согласно давней еврейской традиции, центральное место в музейной экспозиции занимают материалы, посвященные геноциду еврейского народа", – пишет Людмила Лисицына.
Эстонский акцент
"Мы считаем, что замена мемориальной доски здесь – это настоящая фальсификация истории. Наподобие той, что происходит в Эстонии, где ежегодно проходят сборы ветеранов войск СС. Но, между прочим, Ростов входил в черту оседлости Российской империи, и сто лет назад здесь, например, из 100 врачей 80 были евреями, – говорит Юрий Каннер.
"Произошедшее в Змиевской балке было Холокостом. Я считаю, что вещи необходимо называть их собственными именами", – уверен президент РЕК.
Так спор о мемориальной доске перешел в мировоззренческую плоскость и закончился обращением еврейских организаций в суд. Сейчас, когда в Ростове-на-Дону проходит Международный форум памяти жертв Холокоста, в местном суде этот судебный процесс продолжается.
Незаконное массовое мероприятие
Чем бы ни закончился этот суд, мировоззрение местных властей он вряд ли изменит. Лишнее тому свидетельство – мелкая, но показательная деталь ростовского форума.
В первый день его участники планировали организовать "Марш живых" – шествие по шестикилометровому пути от места сбора ростовских евреев в центре города, указанного им германским командованием, до Змиевской балки, где они были убиты.
"Разрешение ростовские власти нам дали только на шествие от зоопарка, ближайшего места к Змиевской балке. Мы как законопослушные граждане пошли оттуда. Сами знаете, что сейчас ждет организаторов незаконного массового мероприятия", – говорит Алла Гербер.
Памяти жертв Холокоста
"Холокост – это еврейская трагедия, но не еврейская проблема. Она требует решения на федеральном уровне", – считает Алла Гербер.
По ее словам, в России до сих пор нет официального Дня Холокоста, который по инициативе ООН отмечается в день освобождения Освенцима 27 января.
"Даже Украина в прошлом году присоединилась. А наши обращения во все инстанции вплоть до президента РФ не дали результата. Хотя чего проще было это сделать, подтвердив тем самым нормальность самой памяти жертв Холокоста", – говорит она.
"У нас в стране уже есть общий российский праздник избавления от Холокоста – 9 мая. В тех странах, которые легли под Гитлера, возможен отдельный день Холокоста, но не у нас. В советском прошлом мы даже гордились, что у нас одна радость и одна беда без разделения на этносы", – говорит профессор Московской православной духовной академии Андрей Кураев.
По его мнению, память о Холокосте "несомненно нужна, нужна и соответствующая федеральная программа".
Ситуация, похоже, действительно особая, если интернационализм живет даже во рвах с останками расстрелянных.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции