Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости
Смерть в Киеве Богдана Ступки заставляет нас попытаться вспомнить – а сколько у нас осталось теперь Народных артистов СССР? И, в особенности, людей, которые олицетворяют то, что объединяет вот это самое, которое было СССР? А ведь Ступка, ушедший от нас в 71 год (не такой уж серьезный возраст) был одним из последних общесоюзных народных, он получил свое звание в январе 1991 года. Кто еще есть у нас всех, от Балтики до Тихого океана, кто был бы равен людям типа, скажем, Жерара Депардье, который, конечно, француз, но известен каждому европейцу?
Страшный фильм
Конечно, мы помним Ступку прежде всего за фильм, который был сделан в наши дни, в 2009 году – "Тарас Бульба". Бывают актеры одой роли, да еще и такой, которая была годы и годы назад. А потом поди попробуй, докажи, что и после нее ты делал что-то достойное. У Ступки – плавное восхождение к вершинам актерского мастерства, вершину эту он взял уже в очень уважаемом возрасте. Зато какая вершина!
Бессмертию актеров помогает то, что от них остается человек во всех ипостасях: звук, изображение… Почти живой. И вот рассказ Богдана Ступки о том, как он снимал этот фильм. Фильм, кстати, страшный, как и книга, только все же страшнее, Владимир Бортко не пожалел зрителя.
Много написано о том, зачем и как великий Гоголь писал свою книгу. Но автор – это одно, режиссер и актер – совсем другое. Гоголь не выписывал в деталях то, что мы увидели у Бортко на экране: пыль, превращающуюся в грязь на лицах, измученных людей – молодых и старых, и еще то, о чем говорит на упомянутом выше видео сам актер – что он наверняка не смог бы сделать с собственным сыном своей рукой то, что сделал на экране.
Может быть, Гоголь и восхищался рыцарской удалью своих героев, но когда видишь, как это выглядело на самом деле, то думаешь не об удали, а о том, что такого быть не должно. Люди появляются на свет не для вражды и войны. У них не выдерживает сердце.
На износ
Судьба Богдана Ступки – это добровольное самосожжение. Он умер от того, что сердце давно уже подводило. Это человек, который сыграл невероятное количество ролей. Конечно, по большей части – "вторые".
Но это для нас они вторые, а для настоящего актера стать другим человеком – это жуткая нагрузка на психику, да и на физические силы организма. И, конечно, на сердце. Неважно, что мы видим какого-то персонажа на экране всего минут десять. Он-то готовился к этим десяти минутам дни, недели, месяцы.
Всего только экранных ролей Ступки оказалось 94, с учетом театра – "более ста", похоже, гораздо более. Таких актеров в мире немного. Но среди его ролей есть "особый список". Давайте перечислим: Дон Жуан, Александр Керенский, Гоголь-отец, Трофим Лысенко, Григорий Сковорода, Остап Вишня, Борис Годунов, Тарас Шевченко, Богдан Хмельницкий, Иван Мазепа, Чингисхан, Леонид Брежнев (два раза)…
А это ведь все люди, о которых иной раз написаны целые полки книг. С попытками создать психологический портрет, объяснить их действия, оправдать, осудить… Они все были (да, даже Дон Жуан был). Это совсем не то же самое, что выстроить героя из ничего, из сухих строчек второсортного сценария, когда из него можно творить что хочешь. Тут нужна особо тяжелая работа. Ступке давали такие роли все чаще и чаще. В том числе потому, что знали, что он над ними работает как никто. Строчки одной из многочисленных биографических справок об этом человеке: увлекался живописью и книгами по истории, особенно жизнеописаниями.
Кроме того, что Ступка играл в кино, он до последнего дня еще был главой (и лидером) главного театра Украины - Национального академического драматического театра им. Ивана Франко. Был министром культуры и искусств Украины. Но ни одна из этих должностей не может сравниться с жуткой, съедающей человека работой актера. Хотя в работе этой есть что-то, заставляющее людей такой профессии сознательно сжигать себя, потому что эмоции актерской жизни – лучший яд в мире.
Богдан Ступка умер не на сцене, четыре с лишним месяца он провел в больнице, сердце не могло уже больше позволить ему двигаться так, как еще в начале этого года. Но все-таки есть в этой смерти нечто от того, что произошло с Андреем Мироновым (упал прямо на сцене) или Александром Вертинским (умер в гостинице после выступления). Может быть, поэтому актеров провожают в последний путь аплодисментами?
Признание нации
И снова о том, что нам осталось от СССР и кто остался от народных всесоюзных. Вообще-то можно и так поставить вопрос: а что осталось у России калибра Богдана Ступки?
Но для Украины смерть этого человека – совсем не то, что для России, эмоциональный фон совсем иной. Вот заголовок одной из украинских газет: умер великий актер. Цитата с одного из сайтов: "его мечтой является признание украинской культуры во всем мире". 2011 год, 23 августа — он становится Героем Украины "за выдающийся личный вклад в обогащение национального культурно-художественного наследия".
Без мелкого политиканства не обошлось даже в такой день. В откликах на украинских сайтах нашлись слова и о том, что покойный "продался москалям", и о том, что все было как раз наоборот.
Тут можно сказать, что сама по себе культура – это совсем не политика, она по заказу не очень-то функционирует. А политика от культуры, наоборот, часто берет истоки.
Злобный национализм идет от мелких людей, пытающихся компенсировать свою неполноценность. Но вот уж Богдан Ступка мелким человеком никак не был, скорее – гигантом, глыбой. Большие и сильные люди терпимы, но они таковы, что не стоит их задевать.
Есть, или были в культуре России люди, похожие по характеру, образу и стилю поведения? Да хотя бы Михаил Ульянов. И вот представим себе, в каких отношениях Ульянов, если бы был украинцем, находился бы со своей национальной культурой? Какую сыграл бы роль в завоевании всемирного уважения к этой культуре?
Может быть, Ульянов сыграл бы… Тараса Бульбу. Но в нашем случае это сделал Богдан Ступка. И остается только сказать: если Тарас – один из символов Украины, то это нация, заслуживающая глубочайшего уважения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции