Илья Бер, обозреватель РИА Новости.
В российском медийном пространстве произошел забавный, но неприятный казус. Продюсер рекламных спецпроектов телеканала "Дождь" Илья Техликиди придумал и реализовал серию социальных принтов (плакатов), на которой Иосиф Сталин сравнивается с самыми модными hi-tech компаниями современности. Сравнение вызвало скандал в соцсетях: большинство их обитателей считает, что в проекте форма затмила содержание, а попытка познакомить online-поколение со страшными страницами отечественной истории обернулась популяризацией образа Сталина.
В плакатной серии Сталин сравнивается с социальной сетью Facebook, поскольку он тоже "призывал делиться информацией"; с сервисом коротких сообщений Twitter, так как "был краток"; с "Яндексом", потому что "отправлял поисковые запросы". На других плакатах Сталина сравнивают с YouTube ("позволял загружать и отправлять"), ВКонтакте ("пленил миллионы"), Foresquare ("показал, где чье место") и Apple ("дорого обошелся").
Внизу каждого плаката мелким шрифтом приводится соответствующая историческая справка, например, на плакате про "Яндекс": "2 июля 1937 года Сталиным была подписана Резолюция "Об антисоветских элементах" о незамедлительном поиске, аресте и расстреле самых активных "кулаков и уголовников" в срок до 5 дней. Этот документ положил начало Большому Террору или "ежовщине" – периоду массовых репрессий и политических преследований людей, неугодных советской власти".
Несуществующий проект
В чем же именно тут казус, спросите вы. А вот в чем. В публикации журнала "Большой город", которую процитировали многие СМИ, сказано, что серию плакатов сделала Российская общественная организация жертв незаконных политических репрессий к 75-летию с начала большого террора. Логотип организации, действительно, есть на каждом плакате.
Однако в самой организации ни одного из этих плакатов в глаза не видели. Когда автор этих слов связался с ее председателем Алексеем Есауловым, тот вспомнил, что ему звонил корреспондент "Дождя" и что-то предлагал, но он его переправил к своему заместителю Николаю Ольшанскому. Ольшанский же, как оказалось, вообще не знает, о чем идет речь.
"У нас такого проекта нет. Мы такими вещами в принципе не занимаемся", – заверил он.
В своем блоге на сайте проекта Snob.ru, где также появилась плакаты со Сталиным, Тахликиди написал: "Помимо "Сноба", проект осветили такие медиаресурсы, как "Большой город", подготовивший совместно с фондом "Мемориал" специальную статью о судьбах политзаключенных, и телеканал "Дождь", в эфире которого в самое ближайшее время появятся анимационные ролики "Сталин – он как…"
Однако главный редактор телеканала "Дождь" Михаил Зыгарь сообщил, что о проекте узнал из СМИ, это личная инициатива его сотрудника, и на телеканале, по его сведениям, ничего подобного делать не планировалось. Более того, главный редактор журнала "Большой город" Алексей Мунипов в дискуссии, развернувшейся вокруг этих плакатов в Facebook, высказал… скажем так, крайне негативное к ним отношение. Кроме того, он подчеркнул, что журнал лишь проинформировал читателей о проекте упомянутой организации. Но поскольку никакого проекта, как мы уже выяснили, нет, то тут круг и замыкается.
"Нечеловеческая близорукость"
Однако авантюра авантюрой, но интересно посмотреть на суть проекта, его замысел и реализацию. В блоге на Snob.ru Тахликиди пишет, что эти плакаты – его зачетная работа как студента Академии коммуникаций Wordshop.
Главной идеей было "рассказать современной молодежи поколения Online, к коей отношусь и я сам, о событиях сталинской эпохи, но простым и понятным для аудитории языком", – пишет он. Вооружившись этим замыслом, он полез в сеть и наткнулся на принт чеченского художника, выступающего под ником Nox 13, с переделанным логотипом компании Google, в который была вмонтирована голова Сталина, и подписью: "Сталин – он как Google: ты ему слово – он тебе ссылку". Связавшись с художником, Тахликиди убедил его нарисовать остальные плакаты.
Реакция посетителей соцсетей на креатив оказалась по большей мере отрицательной. В упомянутой уже дискуссии на Facebook редактор Дмитрий Сурнин назвал получившиеся плакаты нечеловеческой близорукостью.
"Абсолютное непопадание содержания в форму и наоборот, – сокрушается он. – Более того, достигли прямо противоположного эффекта. "Сталин – это прикольно"- вот эффект, которого они добьются. А страшное и отвратительное должно быть страшным и отвратительным. Оно не может быть прикольным".
Защищая от критиков свой проект, Тахликиди отмечает, что ему удалось задеть социальный нерв, и что за 2 часа в группе "Шедевры Рекламы" ВКонтакте пост с плакатами набрал очень много лайков (на момент публикации материала – около 8 тысяч). Кроме того, он хвастается: "… на защите этого зачетного проекта, где собралось жюри профессионалов из мира рекламы и – внимание – социальных проектов и благотворительности, мне поставили 10 из 10. И ни у одного члена жюри не возникло ни одного вопроса по поводу адекватности работы".
Надо сказать, что голоса в защиту проекта, действительно, есть. Один пользователь Facebook написал, что "плакаты фановые и по делу", другая, – что, независимо от идеологии проекта, сделан он талантливо – потому и живет до сих пор.
Однако бывший генеральный директор издательского дома "Коммерсант" Демьян Кудрявцев уверен, что как раз таланта авторам плакатов и не хватило. Дизайнерское решение здесь, по его мнению, превалировало над содержанием.
"Twitter и Facebook – это свобода высказывания, свобода распространения информации. Рядом со Сталиным это не может стоять, потому что никакой свободы при нем не было, – считает он. – Сталин – это тотальные убийства и тотальный страх. Делать из него эффективного менеджера, сравнивая с сегодняшними инновационными продуктами – это неправильная расстановка акцентов".
"Это попытка подменить объемное явление, сложное, в котором и народ виноват, и обстоятельства, и идеология. Большой террор – это сложнейшее горе народа, и сводить его к Сталину как к шуточному образу – неверно", – заключает Кудрявцев.
Добавить к этому особенно нечего.
Клиповое массовое сознание спокойно отбросит скучный "не фановый" бубнеж мелким шрифтом про большой террор из пояснений к плакатам, оставив в памяти яркий образ того, что Сталин – это современно, прикольно и, практически, наше все. Как говорится, с такими друзьями, как молодые креативщики, никаких врагов не надо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции