Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Выделение 120 млрд евро и ужесточение банковского контроля, о которых договорились лидеры стран ЕС в первый день работы саммита в Брюсселе в четверг 28 июня, не помогут решить экономические проблемы, говорят эксперты. Пока не найдется политик, который сделает европейскую экономику более конкурентоспособной, то есть заставит европейцев больше работать за меньшие деньги, экономика ЕС из кризиса не выйдет, считают они.
Во второй день саммита ЕС, 29 июня, лидеры стран еврозоны по просьбе Испании и Италии обсуждают краткосрочные меры стабилизации финансовых рынков еврозоны, сообщил президент Франции Олланд на пресс-конференции по итогам первого дня саммита лидеров ЕС.
В экономику ЕС вольют 120 млрд евро
Главное достижение первого дня работы саммита в Брюсселе – это соглашение лидеров стран ЕС о выделении дополнительных 120 млрд евро (это примерно 1% ВВП Евросоюза) на поддержку экономики региона. Переговоры длились всю ночь – почти 13 часов. "Процесс переговоров был нелегким, полученный результат хорош", – заявил ранним утром репортерам премьер-министр Италии Марио Монти, передает "Би-би-си".
Против подписания соглашения выступали сначала Италия и Испания (третья и четвертая экономика Европы), пытавшиеся выторговать себе особые условия для получения кредитов. Эти две страны наряду с Грецией и Португалией являются наиболее проблемными в Еврозоне. Ставка доходности по 10-ти летним гособлигациям Испании составляет 6,9% годовых, а Италии – 6,2%, при предельно допустимом уровне в 7%.
К госбумагам, доходность которых превышает этот лимит, инвесторы относятся как к "мусорным". Высокие ставки – это плата за риск, который несут владельцы капитала, кредитуя слабые экономики Европы.
Испания вызывает особые опасения властей ЕС. Страна уже обратилась к Брюсселю за помощью в 100 млрд евро на рекапитализацию банковского сектора. При этом власти ЕС опасаются, что банковский кризис Испании перекинется на всю экономику страны.
Италия и Испания затягивали подписание документа, надеясь на получение общеевропейских гарантий по своим облигациям.
Банки под колпаком
На саммите стороны договорились и по вопросу выделения финансовой помощи проблемным банкам Еврозоны.
Функции надзора за банками ЕС возьмет на себя Европейский центральный банк (ЕЦБ). Он сможет напрямую капитализировать их из средств антикризисных фондов (например, Европейского стабфонда). Таким образом, в Европе появится единая система надзора за банками.
Причем принципиально важно, что эти средства не будут суммироваться с величиной госдолга конкретных стран. Значит, банковские проблемы не будут усугублять долговые.
"Сейчас ЕЦБ выделяет деньги на поддержание экономики правительству проблемной страны, а правительство уже раздает их банкам", – пояснил РИА Новости аналитик УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Чернядьев. По сути договоренности убирают лишнюю цепочку из этого механизма – правительство.
"Может быть, это поможет более оперативно решать проблемы, но фактически-то ничего не меняется", – рассуждает он.
Можно, конечно, говорить, что банковские долги не будут "вешаться" на правительства, но они будут "висеть" на Европейском стабфонде, отмечает научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ-ВШЭ Дмитрий Мирошниченко.
"Но фонд деньги тоже не из тумбочки берет – их ему дают правительства экономически сильных стран ЕС, – пояснил он. – В итоге просто меняется конфигурация: выделенные банкам деньги, которые по сути все равно являются госдолгом экономически слабых стран более сильным, будут иначе распределяться".
Больше работать, меньше получать
В целом эксперты осторожно оценивают договоренности лидеров ЕС.
"Договориться о создании механизма и запустить его – это разные вещи, – говорит Дмитрий Мирошниченко. – Можно договариваться о чем угодно, улыбаться, фотографироваться и пожимать руки, но при этом соглашения могут не заработать, как было после нескольких десятков аналогичных мероприятий в последние годы". Пока эти соглашения юридической силы не имеют, подчеркнул он.
Более того, все обнародованные сейчас соглашения – "это некие технические моменты", считает Мирошниченко. С упорством, достойным лучшего применения, европейские политики лечат следствие, а не причину.
"К примеру, проблемы банков не в том, что им не хватает денег, а в том, что экономики не работают, – ставит диагноз эксперт. – Ведь банки – это посредники, они у одних деньги берут, другим – дают, но кому в еврозоне они сейчас могут дать денег, чтобы потом долг вернули с процентами?".
"Создается впечатление, что при поломанном кузове автомобиля власти ЕС озабочены закрашиванием сколов, – так характеризует действия властей Дмитрий Чернядьев. – Обсуждаемые в Брюсселе меры не выглядят как большой проект, который затрагивал бы все области и предлагал цельное решение".
Многие европейские экономики неконкурентоспособны, и это главная проблема.
"Пока жители этих стран не станут больше работать за меньшие деньги, ничего не улучшится, а банки сейчас – заложники ситуации", – убежден Мирошниченко. Но заставить европейцев больше работать и меньше получать, то есть снизить качество жизни, политики ЕС никак не могут решиться. В итоге никак не решается и проблема долгов и высоких бюджетных дефицитов.
Как стимулировать рост
Договоренности о вливании в экономику 120 млрд евро (это в два раза меньше размера помощи, которую уже получила от ЕС Греция) пока тоже довольно туманны. Неясно, что кроется за формулировками "поддержка экономики" и "стимулирование роста".
"К примеру, если предприятие неэффективное, то его поддержка, предоставление ему помощи – это проедание денег, хотя формально такие действия можно считать стимулированием", – рассуждает Мирошниченко. Помочь может банкротство предприятия, списание долгов, реструктуризация и снижение издержек, в том числе и выплат персоналу.
"Также стимулированием экономики можно считать раздачу денег бюджетникам, но они потратят их на покупку товаров, произведенных в Азии, простимулировав тем самым китайскую экономику", – говорит эксперт.
Так что стимулы для европейской экономики должны быть определены более конкретно.
Для начала Европе стоит задуматься как минимум о снижении социальных обязательств (например, социальных пособий), которые способствуют увеличению госрасходов, говорит Чернядьев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции