Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
На мировые экраны выходит новый фильм Тимура Бекмамбетова "Президент Линкольн: охотник на вампиров". На этот раз самый успешный кинодеятель России и главный иностранный режиссер Голливуда замахнулся на президента США. Похоже, он знает какой-то секрет, который открывает ему путь к сердцам мегазвезд и кошелькам зрителей любой страны.
"Президент Линкольн: охотник на вампиров" - второй режиссерский голливудский проект российского по гражданству, казахского по происхождению и ташкентского по образованию Тимура Бекмамбетова. В 2006 году он снял блокбастер "Особо опасен" (Wanted) про тихого офисного клерка, который неожиданно оказался вместе с Анджелиной Джоли в компании профессиональных киллеров.
Герой же нового фильма - 16-й президент США Авраам Линкольн - в свободное от службы время будет носиться с волшебным топором за вампирами.
Гений массовой культуры
Поскольку сейчас успех фильма принято измерять его сборами, расскажем, что фильм "Особо опасен" стал самым удачным проектом Universal в 2008 году и оказался на почетном 89-м месте в списке самых кассовых фильмов за всю историю кинематографа, по соседству с "Людьми в черном".
Трудно заранее сказать, сумеет ли повторить "Президент Линкольн" такой кассовый успех, но уже очевидно, что копилку невероятных личных достижений режиссера Бекмамбетова серьезно пополнит.
Во-первых, режиссеру из России, который еще недавно скромно признавался, что ему трудно зацепить американского зрителя, потому что, условно говоря, он не очень понимает, "как можно мазать хлеб арахисовым маслом", удалось-таки зацепить этого зрителя с потрохами. Американцы не только доверили ему судьбу одного из самых культовых исторических персонажей, но и разрешили придумать новый тип супергероя - в охотничьем плаще и с топором.
Продюсер фильма великий сказочник Тим Бертон ни на секунду не сомневался в возможностях русского друга. И даже согласился приехать в Россию на премьеру, чего раньше не делал никогда, даже ради собственных произведений.
"Это особый культурный дар, - считает киновед Даниил Дондурей. - У Бекмамбетова какие-то токи, связанные с тем, что прельщает миллионы людей. Он сумел это сделать в России, сумел в Америке. И точно так же получилось бы у него с исландцами или жителями Того".
Это умение, по ощущениям эксперта, не связано с чисто художественными задачами или кинематографическими целями: "Бергман или Феллини были выдающимися мастерами авторского кино, а Тимур Бекмамбетов - выдающийся мастер, гений массовой культуры".
Чингисхан в помощь
Этот свой удивительный талант ташкентский художник, не продавший, по собственному признанию, ни одной картины, проявил еще в 1992 году, когда придумал рекламировать банк силами Чингисхана, Цезаря, Суворова, Наполеона и других исторических гигантов. Рекламные ролики серии "Всемирная история. Банк Империал", снятые как голливудский блокбастер, не просто взорвали невинное до той поры постсоветское телевидение, но и получили все самые престижные международные награды.
"Все запомнили эти ролики и помнят до сих пор, уже в течение многих лет", - подчеркивает режиссер Владимир Меньшов, читавший в роликах Бекмамбетова закадровый текст, а позже снявшийся в обоих "Дозорах" в роли шефа организации "Горсовет".
"После "Ночного дозора" Тимур стал самым успешным режиссером на родине, а дальше включилась система. Американцы, которые выуживают талантливых людей во всем мире, заинтересовались человеком, который сумел завоевать русский рынок", - говорит Владимир Меньшов, имеющий "Оскар" за лучший иностранный фильм 1981 года ("Москва слезам не верит").
"А вот как он там удержался, в Америке, это я до конца не очень понимаю, - признается Меньшов. - Потому что, насколько я знаю, там вписаться безумно трудно. Примеров таких очень немного. Был Андрон Кончаловский, хотя его успех и бюджеты несравнимы с бекмамбетовскими".
Вампиры затмили Ивана-дурака
Невозможно точно сказать, впрочем, что труднее для русского режиссера - завоевать Голливуд или заставить российского зрителя прийти в кинотеатр на отечественное кино.
Первый "русский блокбастер" "Ночной дозор" вышел в прокат в 2004 году и за первый месяц собрал немыслимые 16 с лишним миллионов долларов, обойдя по сборам фаворита того сезона, "Властелина колец".
Картина "Ирония судьбы. Продолжение", которую под общие проклятья Бекмамбетов снял в 2007 году, несколько лет удерживала абсолютный рекорд - она собрала больше денег, чем любой другой фильм, когда-либо шедший на экранах России.
"Бекмамбетов умеет играть на тех же струнах, на которых играл когда-то Эльдар Рязанов, - объясняет этот феномен Дондурей. - Он физиологически знает, что здесь должны быть ямочки Лизы Боярской, а здесь - псевдомужественность Хабенского".
Любопытно, что во всем мире Бекмамбетова считают специалистом по вампирам. А ведь российская культура, на которой рос режиссер (и все мы до того, как он снял свои "Дозоры"), была невероятно далека от всякого рода вурдалаков.
"А он взял и уговорил несколько миллионов наших девочек и мальчиков забыть, что они любят про Ивана-дурака (это он в других фильмах потом отработал), и втюхал им вампиров. Ведь это надо уметь!" - восхищается культуролог Дондурей. Абсолютно так же точно он подпадает и под голливудские лекала.
"И ведь он точно знает, что нужно девочкам-мальчикам, что - их родителям, а что - дедушкам и бабушкам этих детей. Величайший знаток национально-культурных мифов и психологии этих мифов". И других у нас таких режиссеров нет, считает главный редактор журнала "Искусство кино".
А вот актер Михаил Ефремов, который играл пьющего Деда Мороза в "Иронии судьбы. Продолжение", уверен, что секрет успеха Бекмамбетова доступен, в принципе, каждому: "Успешен человек тогда, когда ему плевать на успех, плевать на деньги - дело важнее. Он спокоен и талантлив, у него огромный опыт - это его главный секрет".
Кто экранизирует идеи чучхе?
С другой стороны, Анджелину Джоли не всякому доверят снимать, равно как и президента Линкольна. "Он завоевал американское кино, - утверждает Владимир Меньшов, - но я до конца не знаю, хорошо это или плохо, потерял он себя или нашел. С точки зрения нынешнего менталитета в кино, он чрезвычайно успешен. Но, может быть, у нас он нашел бы какие-то свои пути. Открыл бы новые дороги для всего нашего кинематографа. Сейчас он плотно и хорошо вошел в американское голливудское мейнстримовское кино. И это все к душе, которой славилось российское кино, не имеет отношения".
Может, придет время, задумается Тимур Бекмамбетов и о душе, пока же он намерен снимать фильм о войне между Томасом Эдисоном и инженером Джорджем Вестингаузом за право называться изобретателем источника постоянного тока.
В планах также - история влюбленного лунного мальчика (его студия "Базелевс" приобрела права на экранизацию "Стопроцентно лунного мальчика"). Надо надеяться, сбудутся и дерзкие мечты Бекмамбетова снять Джоли в роли русской террористки Софьи Перовской. Даже предположить невозможно, куда занесет его уникальный "гений массовой культуры".
Например, киновед и культуролог Даниил Дондурей поделился убеждением, что если бы Тимур Нуруахитович попал, например, в Северную Корею, то наверняка бы снял там фантастический антиамериканский фильм, после которого очередной их Ким Чен Ын был бы в восторге: как этот русский понял и тонко передал идею чучхе!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции