Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Заявление Сергея Удальцова о готовности вывести людей на несанкционированные акции 12 июня пока выглядит как традиционный этап переговорного давления, считают политологи. Однако тенденции к радикализации протестного движения и ужесточения реакции правоохранительных органов на нарушения буквы закона, по мнению экспертов, очевидны.
В субботу 2 июня организаторы Марша миллионов и митинга, посвященного референдуму о досрочном прекращении полномочий Мосгордумы, в закрытом режиме собрались в Сахаровском центре, чтобы осудить стратегию проведения акций в День России 12 июня. Тем же вечером они двинулись на Чистопрудный бульвар, где провели уже более расширенную встречу - в ней участвовали, по данным столичного ГУМВД, около 40 человек.
Самым заметным ее итогом стало заявление лидера оппозиции Сергея Удальцова о готовности вывести людей на несанкцонированные акции, в том случае, если компромисса с властями так и не удастся достичь.
Эксперты подчеркивают заведомо провокационный характер действий нынешних лидеров оппозиции, и отмечают, что обсуждаемый сейчас в Госдуме законопроект о повышении штрафов на митингах может сильно осложнить жизнь оппозиционерам.
Из центра они не уйдут
Ранее оргкомитет "марша миллионов" подал заявку на проведение 12 июня шествия по Тверской улице с митингом на Боровицкой площади. В своем заявлении лидеры оппозиции указали, что на протестные уличные мероприятия, по их расчетам, выйдет до 50 тысяч человек.
Власти Москвы не согласовали этот маршрут и предложили провести шествие по Фрунзенской набережной, а митинг - у Андреевского моста.
Это вариант оппозиционеры с негодованием отвергли: "Фрунзенская набережная нас не устраивает, потому что там агитировать можно только рыб в Москве-реке. Мы будем добиваться того, чтобы нам предоставили место в пределах Садового кольца. Из центра мы не уйдем", - заявил Удальцов собравшимся в субботу вечером на Чистопрудном бульваре в Москве активистам оппозиции. Большинство присутствующих поднятием рук проголосовали за несанкционированный митинг.
Кто кого переупрямит
"Выступление Удальцова подчеркивает заведомо провокационный характер его действий. Безопасность граждан и стабильность политической ситуации его совершено не волнуют, для него важно достижение своих политических целей, - сказал РИА Новости генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, - Эту модель поведения он постоянно демонстрирует. Никакого позитивного изменения в ней, даже после трагических последствий акции 6 мая, которые были прямо связаны с призывами Удальцова, мы не наблюдаем".
Подобные заявления, действительно, уже стали традиционным этапом переговоров, способом оказать давление на власть, сказал РИА Новости президент Института национальной стратегии политолог Михаил Ремизов: "Сейчас они отражают готовность части оппозиционных лидеров к сценарию возможных столкновений".
Между тем готовятся поправки в закон о проведении митингов, которые сейчас обсуждается в Госдуме.
"Предложенные поправки в закон о митингах существенно осложнят жизнь оппозиционерам. Соответственно, у них возрастает соблазн играть ва-банк: создавать такие информационные поводы, такие политические проблемы, которые будут грозить власти репутационными рисками", - объяснил эксперт.
Несогласные и непослушные
Выступая в субботу вечером на Чистых прудах, координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов выразил уверенность в том, что на акцию 12 июня придет не меньше людей, чем пришли на Марш миллионов 6 мая.
Эта акция стала переломной в истории протестного движения, потому что впервые был нарушен мирный характер акций: массовые аресты, стычки с ОМОНом, пострадавшие с обеих сторон.
Эксперты не разделяют уверенность Удальцова в массовости акций 12 июня. "На мой взгляд, много участников несанкционированная акция не соберет. Многие из тех, кто был обманут, кто вышел 6 мая на мирную акцию, а попали на столкновения с полицией, больше не пойдут.
Люди, которые настроены на столкновения, агрессивные, люмпенизированные, специально подготовленные - вспомним, что 6 мая были и такие и их было не мало, они, конечно, прийдут. Несколько тысяч человек таких Удальцов выведет", - говорит Дмитрий Орлов.
"Согласованность акций до сей поры была важным условием их массовости. Пока сложно сказать, как отреагируют люди, которые ходят на массовые уличные протестные мероприятия, на ужесточение политики властей по отношению к оппозиционной улице. Нельзя исключить, что такой реакцией может быть массовый выход на улицу", - говорит Михаил Ремизов.
Политолог считает, что сейчас у протестной среды появилась повестка дня, которой не было весной - это борьба за само право на беспрепятственное проведение массовых протестных мероприятий.
Точка невозврата еще не пройдена
Впрочем, полагают эксперты, рубеж, за которым компромиссы уже невозможны, еще не пройден.
"До сих пор так или иначе власть находила рациональное решение, потому что очевидно, что запрет на проведение митинга, тем более по таким надуманным поводам, является ограничением свободы граждан", - говорит президент "Петербургской политики" Михаил Виноградов.
Власть должна действовать с той же осторожностью, что проявлялась во время многочисленных митингов прошлой зимой, полагает Михаил Ремизов. "Тогда, благодаря этой осторожности, удалось избежать разбалансировки политической ситуации. И даже через какое-то время снизить накал протестного движения", - говорит президент Института национальной стратегии.
По мнению Михаила Ремизова, большая выходящих на улицу людей тоже заинтересована в мирном течении протестного движения, потому что для них гораздо комфортнее действовать в рамках такой ситуации, нежели в условия жесткого прессинга со стороны силовых структур:
"Если же ситуация будет развиваться по пути радикализации, это сделает и власть, и оппозицию более непримиримыми по отношению друг у другу. И соответственно сузит коридор для выражения умеренных протестных настроении. И это негативный сценарий для общества".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции