Андрей Муртазин, политический обозреватель, специально для РИА Новости.
Как и ожидалось, в субботу 2 июня уголовный суд Каира вынес приговор бывшему президенту Египта. Хосни Мубарак был признан виновным в гибели мирных демонстрантов в дни январского восстания 2011 года и приговорен к пожизненному заключению. Пожизненное заключение получил и бывший министр внутренних дел Хабиб Аль-Адли. Все его заместители, бывшие фигурантами уголовного дела об убийстве демонстрантов, оправданы.
Оправданы "за давностью срока" и обвиненные в коррупции оба сына Мубарака - Гамаль и Аля. Впрочем, на свободу они пока не вышли. Их ждут новые судебные разбирательства.
Хосни Мубарак правил Египтом почти 30 лет - с 1981 по 2011 годы. Власть его над страной была долгой и практически абсолютной, за что он получил в народе прозвище "фараон".
"Арабская улица" ликует и негодует
Реакция простых египтян не заставила себя долго ждать. Благо заседание транслировали в прямом эфире египетское телевидение и мировые информационные телеканалы.
Услышав вердикт, находящиеся в зале суда наиболее ярые противники Мубарака набросились с кулаками на немногочисленных сторонников экс-президента.
Их примеру последовали и те, кто следил за трансляцией с рекламных мониторов, расположенных на центральных улицах и площадях египетской столицы. В разных районах Каира, Александрии, Суэца и других египетских городов прошли массовые демонстрации. Их участники либо ликовали, либо требовали "смертного приговора через повешение".
Напомню, что во время разгона народных манифестаций в январе - феврале прошлого года погибли более 800 египтян, несколько тысяч получили ранения.
Суд руководствовался политической целесообразностью
Зачитывая приговор, главный судья Ахмед Рифаат подчеркнул, что десятимесячный процесс был справедливым. Он назвал период правления Мубарака "30 годами тьмы", а революционеров - "сынами нации, мирно боровшимися за свободу и справедливость".
Главная вина обвиняемых Мубарака и Аль-Адли - в том, что они, по словам судьи, "не смогли воспрепятствовать силам безопасности убивать невооруженных демонстрантов".
В то же время суд отказался вынести смертный приговор, на котором настаивала прокуратура. И в этом, видимо, и выразилось проявление гуманности и милосердия к экс-диктатору.
В отличие от Каддафи, который буквально сбрасывал авиабомбы на демонстрантов в Триполи, Мубарак сначала просто не стал препятствовать силовикам, которые применили огнестрельное оружие, а потом, под давлением военных, сам передал им власть, рассчитывая, вероятно, на великодушие последних. Но он, видимо, не учел, что военные, находящиеся сейчас под жестким давлением со стороны исламистов, просто не смогут или не захотят его защитить.
Первый тур президентских выборов в Египте ярко продемонстрировал, что симпатии большинства населения - на стороне "братьев-мусульман". Вероятнее всего, их представитель Мухаммед Мурси будет избран 17 июня новым президентом страны.
Как известно, у исламистов с Мубараком давние счеты. Практически все лидеры нынешних "братьев-мусульман" прошли через египетские тюрьмы, многие были казнены. Если бы суд вынес оправдательный приговор, в Египте мог бы просто начаться новый "Тахрир" и новая революция, которая в нынешней политической обстановке не нужна никому - ни исламистам, ни военным, ни "старой бюрократии Мубарака", к которой относится и нынешний суд.
Эта бюрократия вынуждена проявлять максимальную лояльность по отношению к исламистам, дабы самой вскоре не оказаться на скамье подсудимых.
С другой стороны, смертный приговор, вынеси его суд, мог бы усилить позиции оппонентов "братьев-мусульман" и сплотить "светскую оппозицию" вокруг другого кандидата, Ахмеда Шафика, считающегося в народе ставленником Мубарака.
Таким образом, суд принял самое компромиссное решение, которое, по большому счету, устраивает всех. Адвокаты экс-президента, правда, заявили, что подадут аппеляцию, однако до избрания нового президента страны пересмотр дела маловероятен.
Пример египетского суда - другим наука
Вердикт египетского суда является беспрецедентным. Ничего подобного в арабском мире еще не было. Все предыдущие диктаторы либо погибали от рук свергнувших их революционеров, либо высылались революционерами восвояси, либо бежали из страны.
Исключением стал лишь Йемен, где диктатор Али Абдалла Салех сначала бежал в Саудовскую Аравию, но после долгих переговоров вернулся домой под гарантии безопасности со стороны саудитов.
Египетский опыт дает активную пищу для ума другим ближневосточным правителям и прежде всего президенту Сирии Башару Асаду. В случае своего поражения он вряд ли сможет рассчитывать на снисхождение повстанцев. Его дилемма - либо подавить восстание, либо бежать из собственной страны.
"Арабская весна" вряд ли ограничится Тунисом, Ливией, Сирией, Египтом и Бахрейном. Процессы трансформации и демократизации традиционного и консервативного исламского общества начались. Они необратимы и наверняка проявятся со временем и в других арабских странах, в том числе и в аравийских нефтяных монархиях. Вопрос в том, насколько мирно и цивилизованно будет проходить эта трансформация.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции