Рейтинг@Mail.ru
В Европе тоже поддерживают свое кино. Но не так, как в России - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

В Европе тоже поддерживают свое кино. Но не так, как в России

Читать ria.ru в
Дзен
Плачевное состояние отечественного кинематографа обсуждают уже много лет, но до сих пор никаких эффективных мер, кроме финансовых вливаний, государство так и не придумало. Последняя инициатива - вероятное введение квоты на российскую продукцию в прокате - вряд ли сильно поможет нашей киноиндустрии.

Вера Рыклина, для РИА Новости.

Плачевное состояние отечественного кинематографа обсуждают уже много лет, но до сих пор никаких эффективных мер, кроме финансовых вливаний, государство так и не придумало. Последняя инициатива - вероятное введение квоты на российскую продукцию в прокате - вряд ли сильно поможет нашей киноиндустрии. А вот зрителю подпортит настроение изрядно: ему будут показывать второсортные комедии и старые фильмы.

Между тем международный опыт борьбы за национальные кинорынки предлагает множество действительно действенных способов противостоять голливудской экспансии.

Несколько лет назад я совершенно случайно попала в кинотеатр неподалеку от парижской Пляс-де-Вож. Фильм оказался так себе, актеры средние, но тот поход в кино мне запомнился надолго: в первую очередь, репертуаром кинотеатра. Из 14 фильмов, которые крутили в тот день, два были американские, один английский, один австро-немецкий, а остальные десять - французские. Для русского зрителя соотношение фантастическое.

Как мне объяснили, тогда выдался богатый на французские премьеры месяц, а обычно доля национального кино "немного меньше". "Вообще-то, - сказали мои знакомые, - в нашем прокате на каждый иностранный фильм приходится всего один собственный. Не то чтобы это была какая-то закрепленная норма, просто так получается".

Платит тот, кто смотрит

Секрет вроде бы простой: государственная поддержка кинематографа. Система помощи киноиндустрии выстроена во Франции таким образом, что этой стране - одной из немногих - действительно удалось спасти собственный рынок от "голливудской экспансии", то есть от абсолютного преобладания в прокате американской продукции. В пятерке лидеров по сборам всегда есть два (а в Париже, как правило, три) французских фильма.

Ситуация уникальная. Недаром всякий раз, когда разговор заходит о российском кинорынке, все кивают на Париж. Дескать, надо перенимать опыт.

Вот и замминистра экономического развития Станислав Воскресенский, если верить газете "Коммерсант", ссылаясь на французскую систему, предлагает ввести квоту для российских фильмов: утвердить процент экранного времени, который кинотеатры должны отдать под отечественный продукт.

Все бы ничего, только во Франции нет и никогда не было системы квотированного проката. Показатель в 43%, который приводит Воскресенский, не квота, а естественная доля национального кино в прокате.

Единственное преимущество для показа собственных фильмов во Франции касается исключительно телевидения: программа по защите национального языка и культуры ежегодно устанавливает процентное соотношение национальных и зарубежных фильмов на телеканалах - и то исключительно на государственных.

На самом деле система господдержки французского кинематографа - а ей уже больше 50 лет - основана на контроле за выполнением простого правила: за кино должен платить тот, кто его смотрит.

В начале 1950-х Франция ввела налог на каждый билет, проданный в кинотеатрах страны (сейчас он составляет около 11% от стоимости билета). В 1980-х за показ фильмов начали собирать спецналог и с телекомпаний, еще чуть позже - с каждой кассеты, DVD, Blue-ray диска. Получается около 800 млн евро в год.

Количество важнее качества

Все вырученные деньги поступают в Национальный центр кинематографии (CNC). Кроме как от налогов, казна CNC пополняется еще и за счет отчислений с рекламы на ТВ (три процента от коммерческого оборота каждого канала). Это такой киношный общак. Именно из этих денег впоследствии получают дотации молодые режиссеры и продюсеры; обратиться за помощью может и любой состоявшийся деятель киноискусства. Центр выдает некую сумму, которая может стать хорошим первоначальным вкладом в новый проект и с которой куда проще искать соинвесторов.

По словам Андре Румави из крупнейшей дистрибьюторской кинокомпании Франции UniFrance Film (www.en.unifrance.org/ ), такая облегченная система финансирования позволяет выпускать почти 200 национальных фильмов в год. "Это же по два фильма в неделю, - подчеркивает он. - Так много, что нам никакие квоты в прокате и не нужны".

Его правда: например, в Китае (единственной, кстати, стране, где введен лимит на импорт кинопродукции) местные режиссеры поставляют по 400 фильмов ежегодно. А в Индии снимают по 1100 фильмов в год. Это тот случай, когда количество важнее качества. Такое число отменяет конкуренцию: для зарубежных претендентов на экран просто не остается места.

Страховка от нелюбви

Даже в благополучной в киношном смысле Индии государство, как и во всех странах Европы, наряду с налоговыми льготами обеспечивает страховку кинопроизводственных рисков: любой инвестор может получить обратно часть своих денег, если фильм окажется неудачным и провалится в прокате.

Например, на Украине, где постановление о страховании вышло совсем недавно в рамках крупной реформы киноиндустрии, теперь предусмотрены финансовые гарантии в размере до 10% от стоимости картины по смете.

При таких условиях продюсерам легче искать деньги. Мой знакомый актер из Киева шутит, что это "страховка от нелюбви" - на тот случай, если ты не понравился зрителю.

Еще одна важная составляющая украинских преобразований - введение обязательного украинского дубляжа: с 2007 года фильмы должны быть озвучены на государственном языке. Правда, по оценкам наблюдателей, это помогло только в борьбе с фильмами из России - прокатчики стали привередливее: раньше брали все без разбору, а теперь задумываются, потому что надо вкладываться в дубляж.

Навязать нельзя

Организации вроде французского CNC есть во многих европейских странах, большинство из которых, пытаясь поддержать свою киноиндустрию, ориентируются на французский опыт.

Германия, Польша, Румыния, Чехия, Италия и Исландия собирают налоги с билетов. Там подобные центры появились относительно недавно, а их работа уже дает хоть скромные, но результаты.

Кстати, немецкий Федеральный кинофонд (FFA) был создан фактически сразу после упрощения налоговых льгот для кинопроизводителей. У нас в похожей ситуации - после отмены соответствующего закона в 2002 году - начали лоббировать закрепление за российским контентом определенного экранного времени. И хотя разговоров ходило много, за 10 лет добиться введения квот так и не удалось.

Это неудивительно. Мера несовременная и, видимо, не очень эффективная. Например, Эдуард Пичугин, председатель совета директоров группы компании "Киносити", услышав про переписку Минкульта и Минсоцразвития, сразу же предостерег: у нас так мало отечественного кино, что для выполнения потенциальной квоты кинотеатрам придется показывать ретроспективу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала