Актуальный комментарий

RSS

Электромобили в России: дорого и неэффективно. И никому не выгодно

1333
Первая общедоступная сеть зарядных станций для электромобилей появилась в Москве в начале этой недели. Пока таких станций только семь, но в планах – значительное расширение сети как в столице, так и за счет других городов России.

Лариса Макеева, РИА Новости.

Первая общедоступная сеть зарядных станций для электромобилей появилась в Москве в начале этой недели. Пока таких станций только семь, но в планах – значительное расширение сети как в столице, так и за счет других городов России.

Эксперты допускают, что новый вид транспорта мог бы снизить нагрузку на экологию и энергосистему мегаполиса, однако продажи электромобилей в стране сейчас ничтожно малы и вряд ли в ближайшие годы заметно вырастут, поскольку у этого средства передвижения пока слишком много минусов. Да и выгоден ли государству переход с бензина на электричество?

Первые "ласточки"

Во вторник в Москве в рамках проекта МОЭСК-EV открылась первая общедоступная сеть зарядки электромобилей. Пока зарядных станций для электрического транспорта в столице насчитывается всего семь, но до конца года "Московская объединенная электросетевая компания" рассчитывает установить в общей сложности 28 заправок. В дальнейшем их количество планируется увеличить до нескольких сотен, а с учетом других городов России (Санкт-Петербург, Краснодар, Самара, Калуга) – и до нескольких тысяч.

В рамках городской программы "Экополис", направленной на развитие экологически чистого электротранспорта, в апреле в столице помимо уже открытых зарядных станций должно появиться еще 20 заправок для электромобилей от департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы и около 50 станций компании "Револьта".

До конца года, по словам генерального директора "Револьты" Максима Осорина, в столице и других российских городах планируется разместить в общей сложности порядка тысячи подобных заправок.

Семь открытых в столице зарядных станций с переменным током мощностью до 3,3 киловатт (однофазным подключением, напряжением 220 Вольт и силой тока 16 ампер) рассчитаны на полную зарядку электромобиля за 8-10 часов. Пока клиенты этих заправок – корпоративные электрокары, принадлежащие МОЭСК. Но вскоре должны появиться экспресс-заправки с постоянным током мощностью до 50 киловатт (напряжением до 500 вольт и силой тока до 125 ампер). Время зарядки электромобиля в этом случае сократится до 20-30 минут.

Заряжать электромобиль при наличии специальной карточки авторизации жители столицы смогут с 1 апреля, а сейчас на станциях ведется тестирование программного обеспечения. До июля зарядка электромобилей будет бесплатной. Ее дальнейшая стоимость пока не называется. Как пояснил директор по развитию бизнеса "Револьты" Василий Манько, в компании рассчитывают на то, что зарядка для электромобиля в среднем будет примерно в пять раз дешевле, чем 40-литровый бак бензина марки Аи-92.

За чистоту воздуха

Электромобили могли бы существенно снизить нагрузку на экологию больших городов, которые сегодня задыхаются от выхлопных газов. Например, в российских крупных городах вредные выбросы в атмосферу от автотранспорта составляют примерно 40% от общего объема загрязнений, а в мегаполисах эта цифра достигает 90%.

Помимо вредных для здоровья выбросов, существует еще шумовое загрязнение окружающей среды. Уровень шума на городских магистралях в настоящее время нередко достигает 90-95 децибел (дБ), тогда как вредным считается уже шум в 75 дБ.

Массовое использование электромобильного транспорта способно помочь еще и в решении проблемы "энергетических пиков" за счет подзарядки аккумуляторов в ночное время. "Если в перспективе 5-7 лет в Москве появятся 50-60 тысяч автомобилей, то это будет приемлемая и осязаемая для нас нагрузка, в том числе и с точки зрения регулирования энергосистемы", – считает гендиректор МОЭСК Андрей Коновалов.

Сегодня для улучшения экологии правительства разных стран пытаются стимулировать развитие более "чистого" электротранспорта. Так, владельцы электромобилей могут использовать полосы, выделенные для общественного транспорта, бесплатно парковаться, они получают налоговые льготы и прямые дотации. Например, в Дании госкомпенсация на покупку электрокаров превышает 20 тысяч евро, что составляет свыше 70% от его стоимости.

Первые шаги в поддержку развития электротранспорта намечаются и в России. В прошлом году замдиректора департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Юрий Мазикин предложил оборудовать перехватывающие парковки элекроподзарядными системами, а также экономически и административно стимулировать частных автовладельцев и транспортные компании. Однако пока ничего из предложенного реализовано не было.

Слишком дорого и малоэффективно

Несмотря на господдержку продажи электромобилей в Европе незначительны. По данным английского маркетингового агентства JATO Dynamics, за первые шесть месяцев 2011 года в Евросоюзе было продано всего 5222 электромобилей. Наибольшим спросом они пользуются в Германии (1020 проданных машин).

В России количество электромобилей пока ничтожно мало. По словам аналитика "Инвесткафе" Кирилла Маркина, это штучные экземпляры, приобретенные в маркетинговых целях.

И пока о большем говорить не приходится, поскольку энергосберегающие экологичные технологии и их применение в повседневной жизни обходится в разы дороже, чем использование привычной техники, и главное – топлива.

Сейчас единственным официальным дистрибьютором электрокаров в России является "Рольф импорт". Продаваемый компанией электромобиль Mitsubishi i-MiEV стоит порядка 1,8 миллиона рублей. И даже если предположить, что государство решит компенсировать половину его стоимости, а рассчитывать на такую щедрость в России, по мнению Кирилла Маркина, вряд ли стоит, модель все равно будет непопулярна.

Помимо высокой цены, у электромобилей есть еще один ощутимый минус – ограниченные возможности батареи. По словам заместителя главного редактора журнала "Авторевю" Леонида Голованова, это основная причина, по которой пока продажи электромобилей останутся "микроскопическими на общем многомиллионом фоне автомобильного рынка".

"Запас хода на одной зарядке только по паспорту составляет 160 километров, на самом деле это около 100 километров, а в зимних условиях и того меньше, буквально 50-60 километров, не более. К сожалению, этого мало", – отмечает эксперт.

Несовершенство самой электромобильной технологии делает непривлекательной идею использования электротранспорта и в виде такси. Такое такси сможет, скажем, доехать из Москвы до Домодедово, но чтобы вернуться, машине потребуется провести 30-40 минут на зарядной станции, которая, к слову сказать, стоит несколько десятков тысяч долларов.

Кому это выгодно?

МОЭСК, первой запустившая сеть электрозаправок в России, признается, что для нее этот проект нерентабелен, но интересен с точки зрения поиска новых видов услуг и повышения эффективности энергосистемы. "Мы просто даем возможность показать перспективы развития электротранспорта. А в принципе, нужны независимые операторы, для того чтобы развертывать эти проекты", – подчеркивает генеральный директор энергокомпании.

Независимые операторы оценивают инвестиции в проекты по развертыванию сети электрозаправок в московском регионе в ближайшие 3-5 лет в 1,5-2 миллиарда рублей.

Тем не менее, говорить о настоящем развитии сектора электротранспорта, по мнению Леонида Голованова, возможно лишь при появлении тяговых аккумуляторных батарей нового поколения, которые позволят вдвое по сравнению с нынешним удлинить запас хода.

"И тут нужна воля большинства автоконцернов с мировым именем. Поскольку до тех пор, пока электромобили не будут ориентированы на массовый сегмент, о серьезной конкуренции обычному автомобилю не идет и речи", – говорит Кирилл Маркин и добавляет, что без господдержки государством автопроизводителей и автолюбителей тут все равно не обойтись.

В то же время развитие электротранспорта невыгодно государственной казне. Вопреки всем заявлениям о необходимости улучшать экологию в городах, государство, по мнению эксперта, не допустит снижения колоссальных финансовых поступлений от акцизов на бензин.

Не стоит забывать и о том, что мировое развитие электромобилей повлечет рост потребления электроэнергии. И если необходимость в ней будут обеспечивать главным образом угольные и газовые станции, то загрязнение атмосферы будет лишь расти.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Актуальный комментарий

Обсуждение

    • Все
    • США

    Новости

    • Свежее
    • Популярное
    • Обсуждаемое
    Партнеры