Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Чем скабрезнее шутки, тем выше кассовые сборы. Похоже, именно этим принципом руководствуются авторы комедии "Ржевский против Наполеона", которая 25 января выходит в кинотеатрах страны. Отечественная война 1812 года изображена здесь как балаган – и это традиционное для современного российского общества восприятие той войны. Откуда взялись эти стереотипы?
Наполеон карикатурный и реальный
Сюжет ленты Марюса Вайсберга примитивен. Он основан на пошловатом анекдоте: чтобы победить Наполеона, поручик Ржевский переодевается в женское платье и пытается соблазнить императора Франции, который не пропускает ни одной юбки.
Как-то странно, что в годовщину 200-летия войны на просторах России не нашлось ни одного более приличного кинопроекта, который бы рассказал зрителям, чем на самом деле была для России война с Наполеоном. Непобедимым полководцем, который низвергал к своим ногам целые народы, человеком, который не проиграл в ходе русской компании ни одного сражения и, тем не менее, лишился своей Великой армии. Не случайно та война была названа Отечественной. На защиту России встали практически все граждане страны.
"Гроза двенадцатого года настала,//Кто тут нам помог?// Остервенение народа. Барклай, зима иль русский Бог?", – размышлял над этим парадоксом еще Пушкин.
Знаменитый партизан, гусар и герой войны Денис Давыдов в своих военных записках очень уважительно описал сцену встречи с противником и попытки пленить вражеского императора: "Неприятель, увидя шумные толпы наши, взял ружье под курок и гордо продолжал путь, не прибавляя шагу. Сколько ни покушались мы оторвать хотя одного рядового от сомкнутых колонн, но они, как гранитные, пренебрегали все усилия наши и остались невредимыми... гвардия с Наполеоном прошла посреди толпы казаков наших, как стопушечный корабль между рыбачьими лодками".
Да и после окончания похода в Россию Наполеон еще два года умело воевал с армиями антифранцузской коалиции государств, среди которых были и русские солдаты. Еще впереди были грандиозные сражения: под Лейпцигом, вошедшее в военную историю как "Битва народов" (1813) и битва при Ватерлоо (1815), поставившая точку в его блестящей карьере.
Водевильные переодевания
Война 1812 года наложила глубокий отпечаток на российское общество: остались архитектурные шедевры – например, Храм Христа Спасителя или Трумфальная арка в Москве. В живописи – это прежде всего знаменитая Военная галерея в Эрмитаже, в литературе – "Война и мир" Льва Толстого или Михаил Загоскин "Рославлев или русские в 1812 году", а также записки того же Давыдова. В музыке – увертюра Петра Чайковского "1812 год" и опера Сергея Прокофьева "Война и мир". В кинематографе стоит вспомнить об одном из первых отечественных фильмов – исторической драме "1812 год", снятой к 100-летнему юбилею событий, в 1912 году. Еще – экранизации "Войны и мира" Якова Протазанова и Сергея Бондарчука, "Кутузов" Владимира Петрова и "Эскадрон гусар летучих" Станислава Ростоцкого.
Во всех этих работах нет ни грани пошлости, или намека на то, что война с Наполеоном была каким-то забавным эпизодом для отечественного обывателя, сродни водевилю с переодеваниями. Так откуда же взялось столь легкомысленное отношение к 1812 году?
Думаю, что во многом это произошло из-за того, что вторая Отечественная война невольно заслонила собой первую. И по количеству жертв (десятки миллионов человек против нескольких сотен тысяч) и по своим масштабам и невиданной ожесточенности тотального уничтожения целых народов. Немцы в военных фильмах стали символом беспримерно жестокого и сильного врага, тогда как французы стали рассматриваться в образе рыцарственного, но слабого противника, для победы над которым не понадобилось и нескольких месяцев.
Что же касается анекдотов о Ржевском, то они возникли после появления на экранах фильма Эльдара Рязанова "Гусарская баллада" в 1962 году, снятого по мотивам героической комедии в стихах Александра Гладкова "Давным-давно". Несмотря на то, что Ржевский (в исполнении Юрия Яковлева) в фильме представал пусть грубоватым, но благородным воином, ходульность и маскарадность "Гусарской баллады", в которой главное место занимали переодевания главной героини из женской одежды в мужскую, и наоборот, задала не одному поколению зрителей несерьезный тон по отношению к Отечественной войне 1812 года.
Надо отметить, что тогдашняя публика с одобрением встретила эту работу Рязанова, а исполнительница роли Шурочки Азаровой, актриса Лариса Голубкина, в одночасье стала знаменитой. Да и сейчас это кино часто любят показывать на семейных каналах.
Сборник анекдотов
Впрочем, несмотря на водевильность сюжета, пошлости в картине не было. Она проявились уже потом, в многочисленных анекдотах про злосчастного поручика, к которому народ пристегнул героиню другого произведения о войне – Наташу Ростову.
Таким образом, "Ржевский против Наполеона" всего лишь собрал часть из них, перенеся на экран. Марюс Вайсберг, впрочем, и не скрывает, что его фильм – это нечто среднее между кино и цирком.
Я бы, со своей стороны, отметил, что это продолжение предыдущего опуса режиссера, "Гитлер капут", кинокапустника, в котором были собраны и препарированы все самые дурацкие анекдоты про Штирлица. Советский разведчик в этой ленте выведен под именем штандартенфюрера СС Шуренберга, которого изобразил актер Павел Деревянко. Он же сыграл теперь и поручика Ржевского.
Впрочем, помимо анекдотов, один отсыл к 1812 году все же имеется. Фильм напоминает об ура-патриотических афишках тогдашнего губернатора Москвы графа Растопчина, который живописал противника в карикатурном виде: "Полно тебе фиглярить: ведь солдаты-то твои карлики да щегольки; ни тулупа, ни рукавиц, ни малахая, ни онуч не наденут. Ну, где им русское житье-бытье вынести? От капусты раздует, от каши перелопаются, от щей задохнутся".
Пошлость, сформированная телевидением
Эксперты не удивлены данным проектом. "Это, как говорится, бизнес, ничего личного. Последнее время абсолютные чемпионы проката – кинокомиксы. А здесь комиксы вышли замуж за пошлятину", – рассказал в интервью РИА Новости главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей.
Он подчеркнул, что современные кинопродюсеры не хотят снимать серьезные фильмы о войне 1812 года по нескольким причинам. Во-первых, по мнению Дондурея, мало кто из нынешних режиссеров умеет это делать. Во-вторых, съемки обойдутся в 10 раз дороже таких комедий, как "Ржевский против Наполеона" и, в-третьих, по мнению эксперта, молодежь такое кино не приучена смотреть.
Дондурей отметил, что современная киноаудитория во многом сформирована современным телевидением, частности, такими программами, как "Пусть говорят".
По словам киноведа, неудивительно, что предыдущий подобный проект, "Гитлер капут" оказался коммерчески успешным. "У них 100-процентная прибыль, а в итоге получается такая всемирная история в пошлых анекдотах. И чем они пошлее, тем лучше. На мой взгляд, государство должно не только латать дыры в экономике, но и поддерживать интеллектуальный уровень нации", – подчеркнул Дондурей.
Как сказала однажды польский режиссер и сценарист Агнешка Холланд, "кино родилось на ярмарке, и через сто лет вернулось туда же".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции