Рейтинг@Mail.ru
Программа Прохорова как попытка угодить всему протестному электорату - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Программа Прохорова как попытка угодить всему протестному электорату

© РИА Новости / Андрей СтенинЛидер партии "Правое дело" Михаил Прохоров
Лидер партии Правое дело Михаил Прохоров
Читать ria.ru в
Кандидат в президенты миллиардер Михаил Прохоров представил публике свою предвыборную программу. Эксперты полагают, что штаб г-на Прохорова попытался объединить в одном документе предложения из арсенала всех протестных идеологий.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Кандидат в президенты миллиардер Михаил Прохоров представил публике свою предвыборную программу. Ее экономический блок значительно шире, чем тот, что содержался в проекте программы Владимира Путина. Эксперты полагают, что штаб г-на Прохорова попытался объединить в одном документе предложения из арсенала всех протестных идеологий, поэтому, с одной стороны, проект грешит излишней детализацией, с другой, подобно опубликованному проекту программы Путина, является скорее набором лозунгов и деклараций, среди которых любой политизированный избиратель найдет как привлекательные для себя, так и неприемлемые.

Бизнесмен Михаил Прохоров стал вторым после премьера Владимира Путина кандидатом в президенты, представившим свою экономическую программу. РИА Новости намерены проанализировать экономические программы всех претендентов на президентское кресло.

С миру по нитке

Похоже, штаб Прохорова учел критику, звучавшую в адрес проекта программы Владимира Путина. Напомним, главной претензией к премьерскому проекту, помещенному на сайте "Путин 2012", было обилие чересчур общих, хотя и безусловно привлекательных целей (увеличение производительности труда, создание новых рабочих мест, повышение инвестиционной привлекательности страны и т.д.), но при отсутствии конкретных путей и инструментов их достижения.

Программа Прохорова затрагивает множество аспектов – от приватизации госсобственности до реформ налоговой системы и рынка труда. Генеральные направления – всестороннее снижение роли государства в экономике, перекладывание налогового бремени с корпоративного сектора на конечного потребителя, максимальная открытость экономики для частных инвестиций. С высот макроэкономики кандидат Прохоров спускается к частностям, например, обещает заменить налог на добавленную стоимость (НДС) налогом с продаж и повысить налог на дивиденды с 9% до 13%.

"Я понимаю, чего хотел достичь кандидат, – говорит директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. – Он хотел сделать программу более деловой, чем лозунговой, из-за этого в программе есть излишняя детализация".

Однако, как полагают некоторые эксперты, уйти от набора лозунгов и декларации целей кандидату-олигарху так и не удалось. "На самом деле это не программа, это целеполагание, как и у Путина, и у коммунистов, – рассуждает управляющий директор группы компаний "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. – Ясно, что она [программа] нацелена на определенный круг избирателей – это для интернет-пользователей, а программы Путина и коммунистов – для зрителей Первого канала".

Позиционирующий себя в качестве оппозиционного кандидата, Михаил Прохоров попытался угодить сразу нескольким оппозиционным аудиториям (тем, что наиболее активно проявили себя в ходе декабрьских и январских протестов), а потому объединил в своей программе идеи, привлекательные для всех – от национал-демократов до либералов.

В итоге, по мнению президента Института национальной стратегии (ИНС) Михаила Ремизова, программа Прохорова "с одной стороны, не страдает идеологической засоренностью, с другой – эклектична. Здесь есть меры из арсенала разных идеологических платформ".

Как и следовало ожидать, экономическим стержнем программы миллиардера является либерализм, который, однако, сочетается с тезисами о необходимости индикативного планирования и строительстве социального государства (о чем говорят социалисты), а также с обещанием ввести визовый режим с государствами Средней Азии и снизить госдотации республикам Северного Кавказа (на чем настаивают националисты).

"Мы видим винегрет, в котором есть привлекательные ингредиенты – кому-то понравится одно, кому-то другое, – полагает г-н Ремизов. – Но нет общей сквозной идеи, которая бы выстраивала всю эту систему".

Экономика без государства

Экономическая основа программы – всемерное сокращение государственного участия в экономике. Кандидат Прохоров, в частности, обещает отменить понятие стратегических отраслей, допустить частный капитал к строительству и владению инфраструктурными объектами, включая железные и автодороги, трубопроводы, аэропорты; отказаться от господдержки предприятий; разделить “Газпром” на конкурирующие компании, провести приватизацию госкорпораций для покрытия дефицита Пенсионного фонда и т.д.

Среди опрошенных РИА Новости экономистов нет единого мнения о целесообразности и возможных последствиях осуществления инициатив Прохорова. "Согласен на 110%, – комментирует идею допуска частного капитала в стратегические отрасли Владислав Иноземцев. – На сегодняшний день [называя объект стратегическим] мы фактически закрываем любые инвестиции, которые могли бы быть нацелены на окупаемость. Нужно отменить это понятие [стратегические отрасли], нужно дать возможность владения аэропортовыми комплексами, нужны частные газо- и нефтепроводы, частные дороги, которые могли бы эксплуатироваться, в том числе, на основе концессии".

Приватизация госкорпораций г-ну Ионземцеву тоже кажется хорошей идеей, поскольку сейчас "это фактически большие отмывочные конторы".

Однако – и на это обращают внимание многие эксперты – практика показала, что приватизация сама по себе не является панацеей ни с точки зрения повышения эффективности управления собственностью, ни как лекарство от коррупции. "Уровень коррупции в российском частном корпоративном секторе и в государственном примерно одинаков, – говорит Михаил Ремизов. – И модели поведения близкие".

В качестве одного из примеров эксперт приводит приватизацию части Единой энергосистемы, которая, по его словам, не привела ни к снижению тарифов, ни к качественному росту инвестиций в отрасль. Президент ИНС подчеркивает, приватизация возможна, но вопрос о ней не должен снимать еще более важного вопроса – о повышении качества управления государственной собственностью. Но как раз об этом в программе Прохорова ни слова.

Международная практика говорит о том, что частный и государственный секторы могут успешно сосуществовать. И уж точно государству не следует полностью уходить из такой капиталоемкой отрасли, как инфраструктура.

В США, по словам Евгения Гавриленкова, автомобильные дороги являются государственными и бесплатными, в Европе казенные дороги сосуществуют с частными. Что касается железных дорог, то, например, в Германии и Франции они опять-таки принадлежат государству, Великобритания их приватизировала, но "лучше не получилось".

"В Японии, например, сосуществуют частные железные дороги и государственные, это хорошо, есть конкуренция, – продолжает г-н Гавриленков, – Нужно находить баланс между долей государственного вмешательства и возможностями и интересами частного инвестора".

Куда потекут налоги

Реформу налоговой системы и трудовых отношений кандидат Прохоров намерен осуществлять, взяв за основу соответствующие системы в Соединенных Штатах. В частности, опубликованный документ предлагает, чтобы уже с 1 января 2015 года работодатель выплачивал гражданину всю сумму его заработной платы, а тот "самостоятельно выстраивал налоговые отношения с государством". Все последствия такого нововведения не берутся оценить ни экономисты, ни налоговые консультанты.

В качестве возможного позитивного эффекта Владислав Иноземцев называет ускоренное развитие страховой медицины и негосударственных пенсионных фондов. Ведь деньги, которые сейчас отчисляются в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование, работающие граждане будут получать на руки и вполне смогут потратить их, например, на частную медицинскую страховку.

Однако эксперты отмечают, что предлагаемая Прохоровым налоговая система может оказаться очень громоздкой – потребуется огромное количество юристов, финансовых и налоговых консультантов – и вдобавок сложной для потребителя, что вызовет ее отторжение. "В нашем случае готовить армию юристов и консультантов – это дополнительная нагрузка на экономику", – считает Евгений Гавриленков.

Идея замены НДС налогом с продаж вообще не вызвала понимания экспертов – каждый из этих налогов имеет очевидные плюсы и минусы (НДС используется в Европе, налог с продаж в США), зачем менять одно на другое, когда есть масса более важных проблем.

Партнер компании Taxadviser (занимается консультациями в области налогообложения) Дмитрий Костальгин отмечает, что российских предпринимателей больше заботит не размер налогов (кроме страховых взносов), а проблемы налогового администрирования и давление со стороны налоговых органов. Юрист удивляется, что как раз этим вопроса не уделено должного внимания.

Что касается трудовых отношений, то их основой Михаил Прохоров хочет сделать срочный трудовой договор между работником и работодателем, с одновременной отменой трудовых книжек.

Ход неоднозначный: с одной стороны, как полагает Владислав Иноземцев, это увеличит мобильность рабочей силы и повысит гибкость рынка труда. С другой стороны, уволить или сократить сотрудников компаниям станет легче, что вряд ли порадует наемных работников. Как полагает г-н Иноземцев, этот шаг Прохоров делает, чтобы подчеркнуть приверженность либерализму.

Опрошенные РИА Новости эксперты единодушно приветствуют намерение Михаила Прохорова ввести визовый режим со странами Средней Азии, не входящими в Таможенный союз. Это защитит российский рынок труда от демпинга, кроме того, это, пожалуй, единственный действенный способ решить проблему нелегальной миграции.

"Я думаю, это придется сделать, учитывая, что у нас нет, по сути, нормальной внутренней службы, занимающейся миграцией и трудовыми отношениями, и вряд ли она появится в ближайшее время", – рассуждает Владислав Иноземцев. Кроме того, этот шаг необходим, если Михаил Прохоров действительно намерен взять курс на всестороннее сближение с Европой.

"Думаю, что это было бы осмысленно, если мы хотим дружить, интегрироваться и добиваться облегчения визового режима с Европой, – говорит Евгений Гавриленков. – Это то, чего требует Европа".

Итак, программа Михаила Прохорова – это набор предложений, в которых, любой избиратель найдет для себя что-то приемлемое. Но, как подчеркивает Михаил Ремизов, реальной программой кандидата будет не прописанный перечень мер, а "несколько идей", которые кандидат Прохоров будет постоянно транслировать аудитории.

"Те несколько идей, с которыми он попытается достучаться до массового избирателя – вот это реальная программа, – уверен эксперт. – Они будут определять его политический облик, остальное будет необязательным и факультативным".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала