Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Похоже, российским властям удалось, наконец, выполнить давнее обещание – обуздать инфляцию, которая по итогам прошлого года достигла двадцатилетнего минимума. Эксперты объясняют это благоприятной макроэкономической конъюнктурой, политикой Центробанка и оттоком капитала, который сузил объем денежной массы. Но вот удастся ли российским властям сохранить положительный тренд в 2012 году – пока неясно. Одни экономисты считают, что при сохранении ЦБ РФ нынешней политики инфляция в будущем году может оказаться быть еще ниже, другие предполагают, что макроэкономическая ситуация в стране и мире будет способствовать разгону цен.
Нефть не подвела
По данным Росстата, опубликованном за пять дней до Нового года, инфляция в стране составила 6,1%. Конечно итоговый показатель будет немного другим, но не оттого, что за оставшиеся несколько дней цены могли совершить заметный рывок, а потому, что предварительные данные определяются по узкому кругу товаров, окончательные расчеты делаются на базе 400 товарных позиций.
Тем не менее, эксперты считают, что итоговый показатель вряд ли будет серьезно отличаться от предварительного. Возможно, рост цен по итогам 2011-го окажется даже меньше 6,5-6,7%, прогнозируемых Минфином и Минэкономразвития.
Таким образом, можно констатировать, что правительству наконец удалось добиться коренного перелома в борьбе с высокой инфляцией, которая много лет был главной головной болью российских экономических властей.
Часть экспертов убеждена, что важную роль в победе над ценами сыграла благоприятная экономическая конъюнктура, а также политические маневры властей в канун парламентских и президентских выборов.
«Планировалось, что цена на нефть составит $75 за баррель, а фактически она превысила $100. Это усиливало рубль, – говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – Из-за того практически не было подорожания импорта, который оказывает заметное влияние на инфляцию». Вдобавок, в этом году не сработал еще один крайне важный инфляционный фактор – ежегодный рост тарифов на услуги естественных монополий и ЖКХ. «Из политических соображений индексацию тарифов перенесли с января на более поздний срок [июль 2012-го]», – напоминает Игорь Николаев. Эксперт подчеркивает: производители и продавцы за несколько месяцев закладывают будущий рост тарифов в стоимость своих товаров и услуг, что разгоняет инфляцию осенью и зимой.
Погода и Центробанк
Последним конъюнктурным фактором, о котором упоминает управляющий директор Группы компаний Тройка Диалог Евгений Гавриленков, стал погодный фактор. Удачный сельскохозяйственный сезон после прошлогодней засухи помог сдержать цены на продукты, которые традиционно вносят заметный вклад в годовой показатель инфляции.
Многие эксперты уверены, что дело не только в конъюнктуре, но и в изменившейся политике денежных властей «Это изменившаяся курсовая политика, когда Центробанк перестал злоупотреблять манипулированием валютным курсом, накапливать резервы, и дает курсу рубля изменяться в довольно широком диапазоне, – подчеркивает Евгений Гавриленков. – Уменьшившиеся объемы интервенций ЦБ и как следствие торможение роста денежной массы».
Сокращению денежной массы, по мнению эксперта, способствовал бюджетный профицит: Минфину не пришлось выделять из Резервного фонда деньги на покрытие бюджетных дыр. Обычно, такое вливание ликвидности также способствует разгону инфляции. «Замедление денежной массы плюс рост межбанковских ставок – это все среда, которая фундаментально приводит к снижению инфляционного давления», – подытоживает г-н Гавриленков.
Отток капитала, вызывающий определенный опасения среди экономистов, также сыграл на руку российским властям в деле борьбы с инфляцией.
«Отток капитала сыграл дефляционную роль, – говорит главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. – Значительная часть ликвидности, которая образуется за счет высоких цен на нефть, фактически покинула страну. Этот отток капитала затормозил рост денежного предложения, это послужило также снижению инфляции».
Удастся ли закрепить успех
Сможет ли правительство в наступившем году, если не развить успех, то удержать занятый рубеж? Оценки экспертов заметно разнятся.
«При продолжении такой политики – невмешательство Центробанка в курсообразование и нефинансирование бюджетного дефицита за счет продажи резервного фонда (что и ожидается в следующем году), есть все шансы, что инфляция будет даже ниже», – делится прогнозом Евгений Гавриленков из «Тройки диалог».
Ярослав Лисоволик согласен, что общий курс на сдерживание инфляции на фоне большей динамики курса рубля сохранится, однако эксперт не уверен, что власти могут повторить рекорд этого года. «Инфляция в следующем году скорее всего, несколько вырастет, мы прогнозируем 7%, – считает г-н Лисоволик. – Но все равно это достаточно низкий уровень, в целом уровень инфляции будет ниже исторических уровней, которые мы видели за последние несколько лет».
Макроэкономические и политические факторы в 2012 году уже не будут оказывать столь заметное действие, какое они оказывали в 2011-м, это может стать дополнительным драйвером цен.
«В первые месяцы 2012-го ничего особо страшного нас не ждет, в первую очередь потому, что всеми правдами и неправдами будут держать цены. Выборы надо проходить», – говорит Игорь Николаев. Но со второго полугодия на повышение, по словам эксперта, будут играть сразу несколько факторов: поствыборный скачок цен (если их будут сдерживать до этого), отсроченное на полгода повышение тарифов. Наконец, ситуация в мировой экономике может серьезно ухудшится, что приведет с снижению спроса на энергоносители, сокращению экспортных поступлений и ослаблению рубля. «Во второй половине 2012 года нас ждет более высокая инфляция, – уверен г-н Николаев. – Мы не зафиксируем инфляцию на том уровне, которого достигла в этом году. Критической она не будет, но достигнет 8-9%».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции