Если к Джеймсу Бонду прибавить Маугли, Железного человека из одноименного фильма, Нео из боевика «Матрица» братьев Вачовски и бойца спецназа и вывести среднее арифметическое, получится Шерлок Холмс в исполнении Роберта Дауни-младшего в новом боевике «Шерлок Холмс: игра теней» Гая Ричи. 28 декабря импровизация на тему рассказов Артура Конан Дойла о британском детективе-гении стартует в российском прокате - спустя две недели после мировой премьеры.
Холмс - потрепанный маргинал
Британский режиссер Гай Ричи, два года назад выпустивший первую часть приключений Шерлока Холмса, уже приучил зрителей к мысли, что сыщик с Бейкер-стрит - сверхчеловек, которому, однако, не чуждо ничто человеческое: пьянство, женолюбие, мелкие провокации и прочая. В сиквеле «Шерлок Холмс: игра теней» чудотворство британского супергероя достигает апогея. Он участвует в предотвращении мировой войны, почти в одиночку борется с терроризмом, идейный вдохновитель которого - профессор-негодяй Мориарти.
Однако в этом новом чудотворце Шерлоке вовсе нет той чинности и чувства собственного достоинства, которые были присущи русскому Холмсу в исполнении Василия Ливанова в череде фильмов Игоря Масленникова. Гений с Бейкер-стрит у Ливанова был старомоден, элегантен, надежен, вдумчив и самоироничен. Даже слабости в натуре Шерлока Холмса не отталкивают, а, скорее, умиляют зрителя, - говорит о своем герое Василий Ливанов.
Смотреть фотоленту "Трубки, скрипка и голова собаки Баскервилей в доме Холмса в Лондоне" >>
Шерлок Дауни-младшего - чистой воды маргинал, потрепанный infant terrible и авантюрист, который играет не на скрипке, а на нервах окружающих. Он в первую очередь не герой-интеллектуал, а боец спецназа, человек действия, почти не имеющий времени на размышления и дедукцию, поскольку мир вокруг него вращается с бешеной скоростью, а взрывы раздаются один за другим.
Шерлокиана Гая Ричи выглядит как приквел (предыстория) бондианы - историй о Джеймсе Бонде. Это сегодня модный тренд - додумывать и экранизировать предысторию популярных киносюжетов. Шерлок в ленте Ричи - явно пращур «агента 007». Правда, его потомок Джеймс Бонд респектабельнее, медлительнее и намного гламурнее.
Ричи и Роберт Дауни-младший сделали Холмса куда более живым и интересным, чем Бонд, приправили действие юмором и клоунадой - и не прогадали. В наши дни истории глянцевых супергероев, рассказанные со звериной серьезностью, воспринимаются как смешной анахронизм.
Шерлок Холмс - герой фольклора
«Плох тот детективщик, который не хочет написать фан-фикшн [импровизацию на тему популярного произведения, от английского fan - поклонник и fiction - художественная литература] по Конан Дойлу», - утверждает писатель Борис Акунин, который в одной из повестей познакомил своего героя Эраста Фандорина с Шерлоком Холмсом.
Литературный герой Холмс, которому в этом году исполнилось 125 лет, уже давно оторвался от первоисточника, «канонические» истории Конан Дойла в избытке обросли дилетантскими продолжениями (а среди них есть даже сюжет о Шерлоке в космосе). Почему британский сыщик приобрел такую популярность и превратился, по сути, в фольклорного героя?
Холмс - это воплощение справедливости, защитник представителей всех социальных слоев, Робин Гуд в образе сыщика, сказал РИА Новости художник Александр Шабуров, создатель Холмсианского общества, собравшего поклонников героя Конан Дойла.
В произведениях Конан Дойла «изумительны характеры и его умение обращаться с разными жанрами литературы - от триллера до любовной драмы и мистического детектива», объясняет популярность сюжетов о Холмсе и Ватсоне автор детективов Татьяна Полякова. «Сыщик Холмс и доктор Ватсон - тандем на века», - считает писательница. Обаятельный и умный Холмс и его преданный друг, естественный, теплый, домашний, глуповатый Ватсон, «удивительно гармонируют», сказала РИА Новости Полякова.
Шерлокиана давно живет собственной жизнью, генерирует все новые сюжеты. Кстати, 1 ноября вышло очередное продолжение историй Холмса и Ватсона - «Дом шелка» британского писателя Энтони Горовица, официально одобренное Фондом наследников Конан Дойла. И спустя неделю книжные магазины уже торговали этим романом в русском переводе.
Шерлок Холмс, уязвимый и внушаемый
После всех экспериментов с героями Конан Дойла едва ли стоило ждать от кинематографа точных соответствий изначальным сюжетам. Ричи в чем-то пародийно переосмыслил классическую шерлокиану.
И вот один из примеров этого переосмысления. В сражении с гениальным профессором Мориарти, безудержно творящим преступления, Шерлок Холмс, разумеется, в конце концов побеждает.
Но есть и другое сражение - не физическое, а психологическое, тайное: бой мужской и женской воли. И вот тут «сверхчеловек» Холмс дает непростительную слабину: его одолевает красотка-маргиналка, гадалка по имени Сим (ее играет Нуми Рапас), которая отчасти подчиняет его волю своей.
Герой-скептик, не верящий в отношения мужчины и женщины, тем не менее, оказывается в цепких женских ручках. Боевая подруга сопровождает Холмса и Ватсона (его играет Джуд Лоу) везде, и без нее «теплая компания» выглядит уже неполной.
По идее, Гаю Ричи можно было бы превратить гадалку-авантюристку в пособницу Мориарти, внедрившуюся в компанию Холмса и Ватсона и сообщающую их замыслы профессору, но это было бы уже некоторое дежавю истории с Ирен Адлер - авантюристкой, в которую был влюблен Холмс. Ричи предпочел более простую историю без двойных агентов.
Галопом по Европам
Действие фильма разворачивается и в Великобритании, и в Швейцарии, и во Франции, буквально несясь галопом по Европам. Зритель даже не успевает понять, что к чему, а уже перелетает вместе с главными героями из одного государства в другое. И все это происходит под аккомпанемент трюков, в сопровождении стремительного калейдоскопа «аттракционов».
Смотреть такое кино довольно утомительно. Хочется слегка упростить и успокоить перенасыщенное повествование, немного замедлить темп, поскольку детектив предполагает хотя бы минимальную мыслительную работу зрителя.
Но, похоже, если разворачивать действие более чинно и обстоятельно, молодая публика, предпочитающая бодрый экшн, просто не пойдет на фильм. А Гай Ричи, вдохновленный популярностью своего предыдущего фильма о Холмсе, на провал явно не согласен. Поэтому пожертвовал осмысленностью повествования во имя его быстроты.
Смотреть фотоленту "Страсбург XIX века на съемках продолжения "Шерлока Холмса" >>
Зрителю же, который хочет уловить причинно-следственную связь между теми или иными эпизодами в картине и восстановить целостность сюжета, придется этим заниматься после просмотра. Или додумывать эти смысловые звенья. Ведь смысл в фильме Ричи - не главное. Важнее адреналин, вырабатывающийся у зрителя при виде головокружительных кульбитов Холмса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции