Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
На страсбургской кризисной встрече в четверг Берлин, Париж и Рим так и не нашли лекарства мгновенного действия для долговых болезней еврозоны. Но лидеры Германии, Франции и Италии заговорили о большой перестройке в Еврозоне и самом ЕС.
Дело, похоже, идет к разделению зоны евро и ЕС на фракции по состоянию экономического здоровья и изменениям в Лиссабонском договоре 2007-го (квазиконституции всего Евросоюза). И это многих очень сильно беспокоит.
В Страсбурге президент Франции Николя Саркози, канцлер Германии Ангела Меркель и новый итальянский премьер Марио Монти решили не выпускать единые евробонды (чего требуют банки еврозоны и ЕС) и не расширять полномочия Европейского центробанка (ЕЦБ) по выкупу долговых обязательств штрафников. Они решили предложить внести изменения в законодательства, регулирующие деятельность ЕС.
Семь способов спрятать деньги от нового кризиса. Читать на сайте InoСМИ>>
С начала следующей недели в Брюсселе и других столицах будут идти рабочие встречи министров финансов и иностранных дел Еврогруппы, на которых должны быть подготовлены конкретные законодательные изменения. Или модификации, как предпочитают, называть их в Париже и Берлине, чтобы не пугать ЕС перспективой повторения кошмаров с одобрением Лиссабонского договора о реформе ЕС в 2008-м и 2009-м годах.
Все предложения должны быть оформлены и представлены на очередном саммите ЕС в Брюсселе 9 декабря.
Итальянский дебют
Самым конкретным в Страсбурге было то, что впервые в такого рода кризисном заседании участвовал новый итальянский премьер Марио Монти.
До Страсбурга 24-го ноября в Евросоюзе была ось Берлин-Париж, что вполне логично – все-таки две крупнейшие экономики блока. В Страсбурге, похоже, оформилась новая ось Берлин-Париж-Рим.
Можно предположить, что нового технического премьера Италии Марио Монти пригласили по причине политкорректности: французского президента Николя Саркози и германского канцлера Ангелу Меркель уже давно критикуют за то, что они вдвоем, келейно принимают все важные для евро и ЕС решения. Вероятно, отчасти так оно и есть.
Италия – третья экономика Еврозоны. Если задуманы действительно крупные структурные изменения на европространствах, без ее поддержки будет трудно обойтись. А без крупных структурных изменений внутри зоны единой валюты, создания общих механизмов контроля за бюджетной дисциплиной, общей налоговой и общей финансовой политики, выздоровление евро гарантировать невозможно. Ведь как раз отсутствие всего вышеперечисленного и привело к нынешнему кризису.
Заметьте, что при Сильвио Берлускони Рим на подобного рода кризисные встречи ни разу не приглашали: Il Cavaliere больше годился для возбуждения скандалов, судебных исков и кризисов, а не для их урегулирования.
Марио Монти же теперь, видимо, будет постоянным участником подобного рода совещаний. Во всяком случае, уже решено ориентировочно на следующей неделе провести очередную подобную встречу уже в Риме.
Сначала орднунг, а потом евробонды
Надо отдать должное Ангеле Меркель: заставить в Страсбурге Николя Саркози снять требования об увеличении роли ЕЦБ по спасению должников и выпуску единых евробондов, гарантированных всеми членами Еврозоны – на это нужна особая, тевтонская твердость.
Французские банки – основные держатели проблемных долговых обязательств Греции, Португалии, Испании и Италии. При списании, даже частичном, долгов этих стран, они пострадают более всего. Саркози предстоят в апреле-мае перевыборы, и вряд ли это добавит ему голосов.
Кризис переписывает правила в Европе. Читать на сайте InoСМИ>>
Но Меркель тоже можно понять. За ее отказом согласиться на выпуск единых долговых обязательство в зоне евро (евробондов) стоит нежелание потакать расточительству периферийных экономик Еврозоны.
Евробонды могут здорово развратить и без того не склонных к финансовой сдержанности южан. Почему богатые и рачительные хозяева должны гарантировать долговые обязательства своих малоимущих и безалаберных родственников? Сначала, говорит Меркель, давайте наладим дисциплину, а потом уже будем выпускать евробонды.
За отказом расширить полномочия ЕЦБ по выкупу долговых обязательств штрафников стоит примерно та же логика.
Но, с другой стороны, усилия по преодолению долговых проблем в ЕС не могут продолжаться бесконечно. А этот вялотекущий процесс идет уже почти полтора года, если брать за точку отсчета первое решение ЕС в мае 2010-го выделить Греции 110 млрд на погашение долгов федерального правительства. В этом году уже удалось уговорить кредиторов Афин списать им 50% долга.
Экономисты говорят, что даже это – не выход, и списывать придется до 70%, а то и до 90% долгов. Частично их придется реструктурировать даже Италии и Испании. Потому что никакой объем общих евробондов или помощь ЕЦБ решить все долговые проблемы ЕС не в состоянии.
Возвращение кошмаров Лиссабона?
Пока точно никто не знает, что именно предлагает Ангела Меркель в плане законодательных изменений европейских договоров о функционировании Союза. Вроде бы она уговорила Саркози и Монти предложить дополнения к Лиссабонскому договору о реформе, которыми вводилась бы жесткая финансовая дисциплина и отчетность, штрафы за нарушение бюджетной дисциплины (превышение дефицитов более чем 3%) и привлечение виновных к ответственности в Европейском суде.
Как можно это осуществить, не раскачав в очередной раз лодку ЕС, трудно себе представить. Для любых изменений необходимо согласие всех парламентов, всех 27 стран-членов. В Евросоюзе очень хорошо помнят муки ратификации Лиссабонского договора о реформе, который был подписан в 2007-м, а ратифицирован всеми странами только в конце 2009-го. Причем один раз ирландцы "прокатили" договор на референдуме.
Никому не хочется возвращаться к процессу еще раз. И евро от такой ратификационной волокиты легче не будет. Будет хуже.
В последней встрече лидеров трех стран некоторые страны, не принимавшие в ней участия, склонны видеть немецко-французско-итальянские козни.
Британцы, которые всегда настороженно относились к инициативам континентальной Европы вообще, и Германии с Францией, – в частности, боятся, что за ширмой "модификации" соглашений о ЕС, Берлин и Париж хотят создать из 17-ти стран Еврозоны или из даже из меньшего, но крепкого ядра Еврозоны, некое подобие отдельной мощной фракции, которая подожмет под себя всех остальных.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции