Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Россия вот-вот станет членом Всемирной торговой организации (ВТО). Одним из самых болезненных вопросов в многолетней эпопее присоединения к этой организации был доступ зарубежного продовольствия на отечественный рынок. Для потребителей еды присоединение к ВТО – скорее благо, поскольку оно сулит снижение цен и расширение ассортимента на полках магазинов. Но оно же может нанести серьезнейший удар по российским аграриям.
Рабочая группа по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО) 10 ноября одобрила протокол о присоединении, включая обязательства по доступу на отечественный рынок товаров и услуг.
Россия согласилась снизить среднюю ставку импортных пошлин на сельхозпродукцию с 13,2% до 10,8%, на промышленные товары – с 9,5% до 7,3% – об этом сообщается на сайте ВТО.
Эта ожидаемая новость огорчила российских аграриев, которые опасаются давления со стороны импортеров. Однако, наряду с возможными минусами, эксперты усматривают немало плюсов.
"Это в хорошем смысле слова знаковое событие, – говорит главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин. – Приближение к финалу вступления в ВТО говорит о том, что российские власти нацелены на улучшение конкурентной следы на внутреннем рынке".
Эксперты считают, что присоединение к ВТО поможет сдержать инфляцию, а в среднесрочной перспективе – наполнить отечественный рынок зарубежными товарами.
Станет ли еда дешевле
Приведет ли снижение импортных пошлин к росту доли иностранной сельхозпродукции на российском рынке, а заодно к расширению ассортимента продуктовых магазинов и снижению или хотя бы замедлению роста цен? Совсем не обязательно.
Начнем с того, что заявленные средние показатели снижения импортных пошлин – это средняя температура по госпиталю. По некоторым товарам пошлины останутся без изменений, по другим – резко сократятся.
Наконец, среди своих. Читать на сайте InoСМИ>>
Так, импортные пошлины на говядину и птицу в ближайшие 8 лет, по данным руководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, останутся без изменений. Зато пошлины на свинину, которые сейчас составляют 15%, вообще обнулятся.
"Это наиболее странная уступка, – говорит Сергей Юшин. – На ней даже не настаивала европейская индустрия, они были согласны на 7-8%. Конечно, это дает моментальное преимущество импортной свинине во внешнеторговой себестоимости".
Российские аграрии рассчитывают, что государство использует протекционистские меры, разрешенные ВТО. "В рамках ВТО существуют различные инструменты для защиты производителей – говорит президент группы компаний "Русские фермы" Андрея Даниленко, – Это временные пошлины, пакеты господдержки производителей, более жесткий контроль качества импортной продукции, антидемпинговые меры и т.д. Ключевой вопрос в том, насколько оперативно государство будет использовать эти меры для защиты производителей".
"В целом национальный бизнес будут поддерживать, – согласен Евгений Надоршин. – Тарифы же не снижаются до нуля, переговоры недаром были долгими".
Ухабистая дорога в ВТО. Читать на сайте InoСМИ>>
Но главный момент, который заставляет усомниться в возможном снижении цен на продукты – качество российского продовольственного рынка, который эксперты считают слишком монополизированным.
"Вы когда-нибудь видели снижение цен у нас в рознице? Ничего этого не будет!", – уверен Сергей Юшин. Эксперт приводит пример с мясом птицы, оптовые цены на которое в последние два года снизились на 5%. Это привело лишь к остановке роста розничных цен.
Есть и другой пример – цены на зерно и изделия из него. Как отмечает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, волатильность на зерновом рынке высокая, кривая мировых цен (а российские торговцы зерном традиционно привязываются к ним) в последние несколько лет напоминала американские горки – стремительные взлеты и столь же стремительные падения. Но хлеб и мучные изделия в магазинах все это время стабильно дорожали.
Выигравшие и проигравшие
Итак, потребитель вряд ли окажется в выигрыше от снижения пошлин. А если верить представителям российских аграриев, в конце концов рискует проиграть. "Если доля импорта будет слишком высока, это даст импортерам возможность диктовать [ценовые] условия", – поясняет Андрей Даниленко.
Согласно Доктрине продовольственной безопасности, одобренной президентом Дмитрием Медведевым в феврале 2010 года, доля отечественных производителей на рынке молочной продукции должна составлять до 90%, на рынке мяса – 85%.
Сегодня эти отрасли наиболее импортозависимы. По отдельным позициям "молочки", по словам г-на Даниленко, доля импорта достигает 50%. На рынке свинины и говядины, по оценке Сергея Юшина, импорт составляет соответственно, 25% и 30%. При этом эксперты считают, что без государственной поддержки российским производителям будет туго. Тем более что зарубежные аграрии получают довольно щедрую поддержку от своих правительств.
"Конкурентные условия будут жестче, и к этому надо готовиться, – говорит Евгений Надоршин. – Наши компании не привыкли конкурировать за счет увеличения собственной эффективности, этому еще предстоит научиться". Сильные компании, по мнению эксперта, будут выживать, расширят свое присутствие на отечественном рынке, и выйдут в итоге на зарубежные рынки. Слабые же будут замкнуты в границах российского рынка и постепенно будут исчезать.
Но усиление конкуренции на потребительском рынке – полбеды. Сергей Юшин опасается, что многим животноводческим компаниям придется пересмотреть свои бизнес- и инвестиционные планы. "Резкие изменения, которые произойдут сразу после присоединения России к ВТО, увеличат сроки окупаемости бизнес-проектов, – полагает г-н Ющин. – Это, я думаю, очень негативно скажется на взаимоотношениях инвесторов с банками, которые давали кредиты на определенные сроки".
Это особенно неприятно, если учесть, что свиноводческая отрасль начала активно развиваться примерно пять лет назад; производство крупного рогатого скота только начинает восстанавливаться. "Это [присоединение к ВТО] крайне несвоевременно. Кумулятивного эффекта от последствия этого шага для АПК никто не считал, – уверяет Сергей Юшин. – АПК – это драйвер машиностроения, одно рабочее место в животноводстве дает шесть рабочих мест в смежных отраслях".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции