Рейтинг@Mail.ru
Галина Вишневская. Жизнь как счастливый роман - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Галина Вишневская. Жизнь как счастливый роман

Читать ria.ru в
Дзен
В Галине Вишневской живут три человека. Один из них - актриса, исполнитель, яркий во всем. Второй человек - воительница, сродни богине Афине. И, наконец, третий человек - жена гения, Гера при очень интеллигентном Зевсе. 25 октября Галине Вишневской исполняется 85 лет.

 

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

В Галине Вишневской живут три человека. Один из них - актриса, исполнитель, яркий во всем: от манеры держать себя, повествовать о себе в автобиографии и до просветительского труда (будь то обучение молодых вокалистов в собственном Центре оперного пения или создание музея Шостаковича в Петербурге). Второй человек - воительница, сродни богине Афине. И, наконец, третий человек - жена гения, Гера при очень интеллигентном Зевсе. 25 октября Галине Вишневской исполняется 85 лет.

Жизнь как роман

"Я пела для Бога, а не для публики", - говорит Галина Вишневская. Рассказывая о себе, она замечает, что ничего не хотела бы переигрывать в своей жизни, поскольку была по-настоящему счастлива. 

"Я очень счастливая женщина, мать, жена, - сказала певица на пресс-конференции в РИА Новости. - В Большом театре у меня была самая счастливая карьера, какая только могла быть. Две важнейшие встречи в моей жизни - встреча с Мстиславом Ростроповичем и Дмитрием Шостаковичем".

Жизнь Вишневской напоминает героико-приключенческий роман. Все, что было пережито, вошло в ее книгу "Галина. История жизни", вышедшую на Западе в 1982 году, пришедшую в Россию в начале 1990-х и теперь изданную заново. 

"Брат покойного президента США Эдвард Кеннеди сказал [о моей книге]: "Я прочитал ее и понял, что такое Россия", - вспоминает Галина Вишневская. По словам певицы, она писала книгу "Галина. История жизни" "по необходимости". 

Западные журналисты слишком часто спрашивали ее в интервью, почему они с мужем, знаменитым виолончелистом Ростроповичем, уехали из СССР. Чтобы избежать бесконечных объяснений, Вишневская села за автобиографию. 

Новое издание книги "Галина. История жизни" расскажет о быте в Советском Союзе молодым россиянам, ничего не знающим об этом, говорит певица.

Такую же нескучную автобиографию написала, пожалуй, только Майя Плисецкая. И Вишневская, и Плисецкая в прозе бесконечно артистичны: тут и сантименты, и яд, и проницательность, и скепсис. И нередко - нарциссизм, простительный великим актрисам. Вместе с тем, и "Я, Майя Плисецкая", и "Галина. История жизни" весьма напоминают женские романы. 

Главная героиня такого романа - талантливая и сильная одиночка, которая, выполняя свое высшее предназначение, борется с сильными мира сего, покоряет мужские сердца, завоевывает часть мира (иногда очень значительную), в конце концов находит свое счастье и живет, как минимум, в достатке. По большому счету, это история Золушки, закаленной трудностями, настроенной по-боевому и при этом понимающей, какие именно ее действия вызывают сочувственный отклик у публики. 

Похожая попытка автобиографии - "Записки" Екатерины II, в которых самодержица перечисляет свои романтические порывы, но в подтексте неизбежно проступает ее непогрешимое здравомыслие. 

Так или иначе, все три мемуаристки создали о себе красивые мифы, в которых они напоминают то атакующую Афину, то грозную Геру - воплощенное женское возмездие мужчинам, то неотразимую Афродиту. 

Все эти женские роли и впрямь очень ярки. А если их исполняет Галина Вишневская, то тут зрительское удовольствие обеспечено. Даже если зрителям не нравится то, что она говорит и делает, их завораживает то, как именно она говорит, как жестикулирует и играет мимикой. 

Это увлекательный театр одного актера: перед нами и особа с царственным обликом, и шоу-вумен, и острый на язык учитель жизни.

Роли-открытия и роли-подражания

В 1952 году Вишневская пришла в Большой театр "совершенно готовой певицей", "в высшей мере профессионалом", вспоминал оперный режиссер Борис Покровский. "Я в искусстве с 17 лет, с 1944 года, до Большого театра работала в Театре оперетты, - рассказывает певица. - [К моменту поступления в Большой театр] я была раскрепощенной актрисой. Сегодняшние выпускники консерватории ни шагу не могут сделать на сцене". 

В Центре оперного пения, открывшемся девять лет назад, великая актриса, работавшая на всех ведущих музыкальных сценах мира, передает свой опыт молодым вокалистам. "Я учу их петь и работать, добиваться самого высокого качества во всем. Надеяться на кого-то или на что-то нельзя, все это временно". 

Время Вишневской в Большом театре - 1950-1960-е годы. Она стала первой исполнительницей некоторых партий - например, Наташи Ростовой в опере "Война и мир" Сергея Прокофьева. Она была первым интерпретатором вокальных циклов Дмитрия Шостаковича. Никто лучше Вишневской не пел партию Катерины Измайловой в одноименной опере Шостаковича. 

Она сыграла эту роль и в экранизации оперы Шостаковича, сделанной Михаилом Шапиро в 1966 году. Катерина - леди Макбет Мценского уезда - в исполнении Вишневской была воплощенной "женской тайной", вспоминал Борис Покровский. Кстати, по мнению некоторых критиков, эта роль больше подходила Вишневской, чем, к примеру, роль наивной и непосредственной Татьяны Лариной в "Евгении Онегине".

Спустя годы Вишневская продолжит карьеру в кино. Одна из недавних ее ролей - в "Александре" (2007) Сокурова - роль бабушки, которая приехала навестить внука-офицера, служащего в Чечне, и привыкает к чуждому быту военного городка. "Это был очень интересный опыт, "взрослая", серьезная роль", - говорит Вишневская.

Оперные роли Вишневской точнее всего оценил Борис Покровский. Кстати, его статья о певице вошла в новое издание книги "Галина. История жизни". 

Покровский замечал, что у Вишневской было два типа ролей: те, которые она создавала, - "открытия" (Купава в "Снегурочке" Римского-Корсакова, Катарина в "Укрощении строптивой" Шебалина, Полина в "Игроке" Прокофьева, Катерина Измайлова), и те, в которых она подражала, "хамелеонствовала" (Виолетта в "Травиате", Мадам Баттерфляй, Аида). 

Роли Купавы, Катарины, Полины, Наташи Ростовой - "уникальные для самой Вишневской и для нас", подчеркивал Покровский. Шекспировская Катарина была сама прямота и честность, Полина в "Игроке" - мятущаяся гордячка, Наташа Ростова - "неизведанный мир радостей и разочарований". 

Чистый и богатый голос Вишневской описала Анна Ахматова в стихотворении "Слушая пение" 1961 года. "Женский голос, как ветер, несется, //Черным кажется, влажным, ночным, //И чего на лету ни коснется, //Все становится сразу иным". В этом голосе Ахматова услышала шелест шелка, "алмазное сиянье", серебристость. Какой критик даст столь же точное описание?

Гера и Зевс в изгнании

Вплоть до конца 1960-х Вишневская, по ее словам, "была творчески всем довольна". Но на рубеже 1960-1970-х на Ростроповича и Вишневскую устроили травлю. Они оказались виноваты в том, что поселили у себя на даче опального Александра Солженицына и написали открытое письмо Брежневу в его защиту. 

Знаменитой музыкальной паре стали срывать концерты, не давали гастролировать и делать записи на радио. В 1974 году Ростроповичам выдали выездные визы, а спустя еще четыре года лишили советского гражданства. 

Мстислав Ростропович впоследствии вспоминал, что именно жена помогла ему вынести травлю, последовавший за этим творческий вакуум, а затем пережить эмиграцию и освоиться за рубежом. "Она всегда напоминала древнегреческую Геру - по силе характера, умению вносить в жизнь порядок, обуздывать панику", - говорил мне хорошо знакомый с этой семьей журналист.

Жизнь на Западе - во Франции, Великобритании, США (Ростропович был художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне) - дала Вишневской и Ростроповичу свои важные преимущества: свободу, богатство, новые проекты. Но театра-"дома" и такого количества замечательных ролей у Вишневской уже не было…

В 1990-м Ростроповичам вернули российское гражданство. "Я свой выбор сделала, я здесь", - отвечает Вишневская на вопрос журналистки, где лучше жить - в России или за рубежом. У семьи Вишневской много благотворительных фондов, в том числе для детей. Центр оперного пения Галины Вишневской сделал много оперных постановок, в том числе "Евгения Онегина", "Кармен", "Риголетто", "Иоланту", "Бориса Годунова". Певица обещает гастроли "Бориса Годунова" в Эрмитажном театре Петербурга.

"В России много талантов. Но, к сожалению, много недоучек и мало профессионалов. У нас часто идет любительщина, - обобщает особенности нынешней театральной жизни Галина Вишневская. - Талантливый артист должен учиться упорно работать. На сцене нужно уметь предъявить себя".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала