Владимир Фесенко, глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента", Киев.
Судебный процесс Юлии Тимошенко приближается к финалу. Перерыв в судебном заседании для подготовки судебного заключения продлится до 11 октября. Чем завершится дело украинского экс-премьер-министра? Останется ли Юлия Тимошенко в тюрьме или выйдет на свободу? И какой ценой для себя и для Украины? Никто из наблюдателей не может сейчас дать точного ответа на эти вопросы.
Власть не хочет демонстрировать слабость
Интрига финала в судебном деле Юлии Тимошенко еще больше закручивается из-за ультиматума, который поставили руководители ЕС и США украинским властям и лично президенту Украины Виктору Януковичу: Тимошенко должна выйти из тюрьмы и получить право участвовать в выборах (по украинским законам человек с судимостью не имеет права баллотироваться на выборные должности).
Но ультиматум этот был поставлен еще в начале сентября. 27 сентября суд над Юлией Тимошенко после двухнедельного перерыва возобновился. Многие ожидали освобождения украинской оппозиционерки из-под стражи. Но все осталось на своих местах - и жестко конфликтный характер судебного процесса, и Юлия Тимошенко в камере следственного изолятора.
Так что, ультиматум Запада на Виктора Януковича не подействовал? 29-30 сентября в Варшаве на саммите "Восточного партнерства" руководители ЕС как публично, так и в личных встречах с украинским президентом повторили требование освободить Тимошенко. Пока что единственным косвенным следствием этого требования стали очередная пауза в судебных заседаниях и томительное ожидание приговора.
Пожалуй, единственное, что можно прогнозировать с высокой степенью определенности - оправдания экс-премьер-министра и снятия с нее всех обвинений не будет. Не для того затевался это судебный процесс, чтобы завершить его оправдательным финалом, даже под давлением Запада.
Судебное разбирательство в отношении Тимошенко по "газовому делу" было инициировано не только для того, чтобы показательно наказать и выключить из политической игры главного оппонента и конкурента нынешней власти, но и для того, чтобы публично и юридически доказать огромные убытки для государственной казны, вызванные якобы неправомерными решениями бывшего премьер-министра.
Вторая принципиальная цель этого судебного процесса - подорвать легитимность, процедурно-правовую основу соглашения 2009 года о поставках российского газа в Украину.
При таких параметрах судебной задачи нужен хотя бы относительный результат. К тому же, судебное оправдание Юлии Тимошенко выглядело бы полным политическим и правовым поражением не только инициаторов этого дела, но и всей украинской власти. Нынешние руководители страны не склонны демонстрировать свою слабость.
Процесс превратился в политический
Еще в начале расследования дела Юлии Тимошенко многие эксперты полагали, что оптимальным для власти его завершением должен быть условный приговор. В этом случае бывший премьер Украины оставалась бы на свободе, но ее вина подтверждалась юридически, а в результате судимости она теряла бы возможность участвовать и в парламентских, и в президентских выборах.
Риски осложнений с Западом в результате ареста Тимошенко или ее тюремного осуждения осознавались руководством страны уже тогда. Именно поэтому Юлию Владимировну, в отличие от некоторых ее соратников по правительству, достаточно долго оставляли на свободе.
Но в руководстве Украины и в ближайшем окружении президента Виктора Януковича были и есть люди, настаивавшие на том, что Тимошенко надо посадить и надолго. Точка зрения этих людей возобладала в начале августа уже в ходе судебного процесса. Видимо, сработало раздражение тем, как пошел судебный процесс экс-премьера.
Будучи юридически обвиняемой, Тимошенко стала выступать в роли политического обвинителя, всеми возможными способами дискредитируя и суд, и всю украинскую власть. Наказанием за это стали арест подсудимой и достаточно суровое требование государственного обвинения - 7 лет тюремного заключения и возмещение убытков на сумму более 1,5 млрд грн. (почти 200 млн долларов США).
При этом статья Криминального кодекса, по которой обвиняют Тимошенко (ч.3 ст.365 - превышение власти или служебных полномочий, причинившее тяжелые последствия), не предполагает условного срока и амнистии.
Сценарии развития событий
Есть ли варианты "мягкого завершения" суда над Тимошенко, которые бы позволили выполнить пожелания Евросоюза и сохранить политическое лицо для украинских властей? Да, и даже несколько.
Вариант первый - смягчение приговора и условный срок, что возможно через привязку данной статьи к статьям 69 или 75 Криминального кодекса Украины. Судебная статистика показывает, что в 2008-2009 гг. абсолютное большинство обвиняемых по "тимошенковской статье" получили условный срок, только трое (из 119 обвинявшихся) получили реальный срок - от 5 до 10 лет, еще один - от 2 до 5 лет, 18 человек отделались штрафом. В 2010 году ситуация ужесточилась, но все равно половина обвиняемых по этой статье (27 из 52) получили условный срок, 19 - срок от 5 до 10 лет, 3 - от 2 до 5 лет, 3 - штраф. Однако в случае условного осуждения Тимошенко не сможет принимать участия в выборах. Следовательно, не будет выполнено одно из требований Европейского союза.
Вариант второй - возвращение дела на доследование. В ходе процесса выявились и неувязки, и натянутости в данном уголовном деле, и дополнительные темы для доследования. Решение о доследовании позволит и дальше манипулировать ситуацией, держа Тимошенко сколь угодно долго на крючке и сохраняя возможность со временем закрыть эту тему. Но решение о доследовании стало бы негативной оценкой работы прокуратуры, проводившей следствие. А Генеральная прокуратура Украины является одной из главных движущих сил "газового дела" Тимошенко. К тому же, за возврат на доследование выступает сторона защиты. Поэтому вряд ли суд и политические кураторы этого дела сделают подобный подарок бывшему премьеру.
Вариант третий - декриминализация статьи Криминального кодекса о превышении власти. Эта статья действительно является правовым анахронизмом. Ее можно использовать очень субъективно по отношению к большинству бывших и действующих руководителей, было бы желание. Приведу только один пример. Одного из наиболее активных участников команды Виктора Януковича во время выборов 2004 года, бывшего харьковского губернатора Евгения Кушнарева, в 2005 году арестовали как раз за превышение власти, вменив ему в вину нецелевое использование бюджетных средств (на строительство метро).
Оппозиция уже подготовила несколько законопроектов, которые предполагают декриминализацию статей о превышении власти членами правительства. Законопроект о декриминализации ответственности за экономические правонарушения подал и президент Украины. Правда, в президентский список не попадает ч.3 ст.365, по которой обвиняют Тимошенко. Но, судя по слухам, циркулирующим в президентских кулуарах, депутаты могут дополнить президентский законопроект "тимошенковской статьей".
Поговаривают, что на подобный вариант намекал в Варшаве в ходе общения с европейскими коллегами и Виктор Янукович. Но в данном сценарии есть одна хитрая деталь - декриминализация данной статьи не означает отмену ответственности за совершенное правонарушение. Обвиняемый может избежать тюрьмы, возместив убытки.
Напомним, что по газовому делу Тимошенко прокуратура оценивает эти убытки в сумму около 200 млн долларов США. Однако по официальным декларациям о доходах, бывший премьер Украины все последние годы жила только на зарплату (премьер-министра, народного депутата) и не имела никаких накоплений, дорогой недвижимости или больших банковских счетов. Кто и как тогда будет возмещать убытки?
И является ли возмещение убытков обязательным предварительным условием освобождения Юлии Тимошенко из тюрьмы? Если да, то эта комбинация с декриминализацией теряет всякий смысл. Показательно, что против сценария декриминализации выступает и сама подсудимая (по словам Ивана Кириленко - лидера ее фракции в парламенте). Дело в том, что любое судебное признание ее вины недопустимо для Юлии Тимошенко.
Пока что именно третий вариант (декриминализация "тимошенковской статьи") представляется многим экспертам наиболее вероятной схемой "мягкого" завершения судебной эпопеи. В подтверждение этого сценария говорит и 10-дневная пауза, взятая в судебном процессе. И если в ближайшие дни - в ходе очередной пленарной недели Верховной Рады Украины - мы увидим законодательные действия, подтверждающие этот сценарий, судьба Тимошенко прояснится … но не до конца.
Учитывая запутанный характер вопроса о возмещении убытков, нас может ожидать новая судебная эпопея. Да и сама Юлия Владимировна будет оспаривать любое решение суда, кроме оправдательного. Но схема декриминализации (при условии освобождения Юлии Тимошенко) позволяет руководству страны сохранить лицо и избежать срыва в подписании договора между Украиной и ЕС о политической ассоциации.
Однако вероятность освобождения Юлии Тимошенко далеко не абсолютна. Нынешняя пауза в судебном процессе взята на раздумья, но в итоге чаша весов может склониться и в пользу обвинительного приговора. Виктор Янукович очень не любит, когда на него давят.
Чрезмерное давление европейцев может подтолкнуть украинского президента совсем не к тому решению, которое ожидают на Западе. Да и в окружении Виктора Федоровича могут найтись люди, которые будут убеждать его, что ЕС никуда не денется от подписания нового соглашения с Украиной, главное, чтобы Тимошенко сидела и дальше.
А народ безмолвствует
Чего можно ожидать в том случае, если Юлия Тимошенко останется в тюрьме и после судебного приговора? Наверняка произойдет охлаждение отношений Украины с Западом, и возникнут проблемы или с подписанием соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, или в процессе ратификации этого соглашения.
А дальше все зависит от реакции руководства Украины на это охлаждение. Возможны обида на Запад и Европу и поворот в сторону России. Но не менее вероятно очередное стратегическое зависание Украины между Западом и Россией.
Серьезные внутриполитические катаклизмы вследствие осуждения Тимошенко на длительный тюремный срок маловероятны. Народ не поднялся после ареста оппозиционного лидера. И сейчас всплески народного гнева, по данным социологов, возможны скорее в результате социально-экономических проблем, нежели вследствие политических конфликтов между властью и оппозицией.
Конечно же, будут акции протеста и рост недовольства действующей властью среди оппозиционно настроенных граждан Украины. Но градус политической температуры в украинском обществе определяет молчаливое и недоверчивое большинство, которое в настоящее время не поддерживает ни власть, ни оппозицию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции