Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Диплом MBA, возможно, выглядит вожделенной целью для многих молодых людей, намеревающихся сделать карьеру в российском бизнесе, но он не гарантирует хорошего места и успеха в предпринимательстве. Да и от увольнения в кризисные времена, как показывает практика, он не спасет. И это не только российская тенденция - во всем мире работодатели слишком часто разочаровываются от общения с обладателями диплома о бизнес-образовании, указывают эксперты.
Первые бизнес-школы начали работать в России 20 лет назад, и трудно спорить с тем, что они необходимы. Но оправдывает ли среднестатистический курс MBA те надежды, которые на него возлагались? Эксперты сомневаются в этом и отмечают, что порой современное бизнес-образование дискредитирует себя.
Даже хорошие бизнес-школы не совсем хороши
В Российскую ассоциацию бизнес-образования (РАБО) входит примерно 150 бизнес-школ, отмечает президент РАБО Сергей Мясоедов. "Сложился общенациональный костяк преподавателей, более или менее подготовленных по гарвардской модели. Их по стране 300-400", - говорит эксперт. Бизнес-образование сегментировалось, существует в виде программ MBA, корпоративных университетов, тренингов, коучинга, магистратуры, программ Executive (для топ-менеджеров). По данным Высшей школы бизнеса МГУ, в России на программах MBA в год обучаются от 4 тыс до 8 тыс человек (в США - около 40 тыс). Стоимость обучения - от 141 тыс до 800 тыс рублей.
При этом в России наблюдается та же тенденция, что и в мире: работодатели нередко разочарованы подготовкой обладателей дипломов MBA, подчеркивает эксперт по бизнес-образованию Ольга Гозман. На Западе поступить в бизнес-школы так называемого второго эшелона довольно просто, "туда поступают люди с низким уровнем, которые поддаются общей моде на MBA". Это отнюдь не те, кто способен совершить прорывы в бизнесе и "поднять компании".
В дискредитации бизнес-образования, разумеется, отчасти виноваты и липовые конторы - по выражению Сергея Мясоедова, та пена, которая поднялась в связи с модой на обучение предпринимательству.
Так, в интернете можно найти объявления о курсах по программе MBA, которые оплачиваются… купонами на скидки.
Но это, что называется, несерьезные игроки, какой с них спрос? Беда в том, что и неплохие бизнес-школы страдают большими недостатками и далеко не всегда могут предложить образование, адекватное нуждам бизнеса.
"Двухнедельные удальцы"
В первой половине 2000-х, когда начался "бум MBA", сотрудников с этой престижной степенью, обучавшихся за границей и в России, работодатели нередко воспринимали как полукомпетентных "двухнедельных удальцов", которые знали теоретические "абстракции" и ничего не смыслили в практике. Доверять им развитие и "апгрейд" бизнеса было слишком рискованно.
И это не просто точка зрения пристрастных работодателей. Таково и объективное положение дел, признают сами бизнес-школы. Декан Высшей школы бизнеса МГУ Олег Виханский замечает, что традиционно студентов учили принимать правильные управленческие решения с помощью анализа содержания и динамики проблемы, используя при этом теоретические модели. Такой подход оттачивает аналитические навыки, но при этом не развивает у людей "способности улавливать слабые сигналы", чувствовать конкретную ситуацию, поясняет эксперт. Иными словами, теория слабо сообразовывалась с практикой.
Но и сегодня взаимоотношения бизнес-школ и самого бизнеса во многом складываются по формуле "Магомет и гора". "Гора" (бизнес) далеко не всегда готова идти к Магомету (бизнес-вузам), делиться своим опытом и высказывать пожелания по поводу образования, - она поглощена собственными заботами. "Это мы прежде всего должны искать контакты с бизнесом", - убежден президент РАБО Сергей Мясоедов.
Вторую проблему бизнес-образования эксперты формулируют так: студентов нашпиговывают знаниями лишь по отдельным функциям менеджмента (маркетинг, финансы, работа с персоналом и пр.), дают упрощенный набор знаний. "Это создает у них неверное представление о собственных возможностях, завышенную самооценку", - говорит Олег Виханский.
На практике же оказывается, что такие специалисты со степенью MBA не видят ситуацию в целом. Ясно, что и они, несмотря на прицельное изучение предметов, не смогут сразу уверенно работать в бизнесе.
Да и студенты, которых обучали с помощью кейс-метода - с разбором реальных бизнес-ситуаций, смотрят на проблемы "поверхностным взглядом", отмечает один из критиков MBA профессор McGill University Генри Минцберг.
По большому счету, вопрос зачастую ставится так: а нужны ли в реальной работе знания, полученные по программе MBA? И зачем молодежи терять время и деньги ради получения "прикладных" знаний, если эти знания в итоге неприложимы к реальности? Не проще ли, предположим, устроиться на работу и пройти боевое крещение уже на месте, в самой гуще бизнес-процессов?
Как отмечает Ольга Гозман, порой пункт "диплом MBA" вставляет в описание вакансии не сам работодатель, а менеджер по персоналу. Для того, чтобы… поднять свой собственный статус и продемонстрировать начальству, какие сложные вакансии кадровику приходится закрывать. Такие причуды HR-менеджеров создают искусственный спрос на бизнес-образование.
Не удивительно, что на выставки бизнес-школ люди порой приходят с одной мыслью: "Где можно получить самый дешевый диплом? Просто чтобы легче пройти собеседование с кадровиком?"
Кстати, показательным оказался и кризис 2008-2009 годов. "Нет данных, что людей со степенью MBA работодатели увольняли реже", - говорит Ольга Гозман.
Нужны разные форматы образования
Еще полвека назад в России была мощная школа управленцев. Работали 32 промышленные академии, которые готовили хорошие кадры, рассказывает Леонид Евенко, председатель Совета Минобрнауки РФ по программе MBA. Затем перешли на более простую систему - повышения квалификации. "Мы усвоили немецкую схему, в которой руководителя "выращивают" из специалиста".
Американская концепция, по мнению ряда специалистов, для России с ее кадровым голодом сейчас более актуальна. В США готовят профессиональных менеджеров, которые могут рулить чем угодно: химическим заводом, медучреждением, фирмой, поясняет Евенко. Это так называемые "дженералисты" (от англ. general, "общий"). "Такие базовые, "дженералистские" курсы в бизнес-образовании должны быть", - уверен эксперт.
С ним соглашаются и другие специалисты. Необходимы некие стандарты бизнес-образования, пусть и достаточно гибкие, говорит декан факультета менеджмента НИУ ВШЭ Николай Филинов. Олег Виханский уточняет: каждая программа MBA при этом должна отражать локальные культурные, социальные, политические и экономические особенности.
Для разных аудиторий нужны разные форматы бизнес-образования, убежден Сергей Мясоедов. Но вполне вероятно, считает он, что в ближайшее время "30-40% студентов уйдет с программ MBA в магистратуру".
Продолжительность обучения в обоих случаях одна и та же, но учеба в магистратуре стоит дешевле, к тому же она пока котируется выше.
Бизнес-школам необходимо вступать в альянсы с сильными компаниями, быть ближе к практике. Так, известная московская бизнес-школа "МИРБИС" создала альянс с финансовой корпорацией "Уралсиб" и обрела второе дыхание, говорит президент РАБО Сергей Мясоедов.
Дома можно и учиться, и работать
В соответствии с рейтингом EdUniversal, отражающим мнения деканов бизнес-школ, в мире известны лишь 13 российских бизнес-школ. Хорошие школы стараются пройти международную аккредитацию. К примеру, в этом году по решению Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) программа "Бакалавр" Высшей школы бизнеса МГУ получила престижную европейскую аккредитацию для программ этого уровня - EPAS (European Program Accreditation System).
Пока существует бизнес, бизнес-образование в России будет развиваться, замечает Сергей Мясоедов. В то же время, отмечает он, "многие россияне едут учиться по программе MBA за границу: ведь языкового барьера уже нет".
Впрочем, важное преимущество российских бизнес-школ перед западными - широкие возможности вечернего обучения, отмечает Олег Виханский. Можно и учиться, и работать одновременно.
Отечественные бизнес-школы, заключают эксперты, имеют неплохие возможности для роста. Но им предстоит решить проблему, присущую всему российскому образованию в целом, - проблему преодоления разрыва теории с практикой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции