Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости; Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко во вторник спасал страну. От призрака социальных волнений – предложив расширить функции Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, и от более чем зримого финансового кризиса – объявив о либерализации курса белорусского рубля. Вероятность успеха обоих начинаний президента эксперты оценили крайне сдержанно.
Александр Лукашенко предложил расширить мандат Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
"Речь идет не только о применении КСОР на случай вмешательства других государств извне, но и о вмешательстве других государств изнутри ОДКБ. Потому что войной, фронтом, никто на нас не пойдет, а вот конституционный переворот совершить – руки чешутся у многих", – заявил Лукашенко в Минске на встрече с генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей.
В свою очередь Николай Бордюжа сообщил Лукашенко, что на декабрьский саммит ОДКБ будут вынесены "конкретные проекты решений". В частности, речь идет об изменении в уставе организации.
Белорусский президент предпринял во вторник попытку отрегулировать и другой аспект белоруской жизни – экономический. Белоруссия с середины сентября отпускает в свободное плавание курс национальной валюты, и не будет его искусственно поддерживать, заявил Александр Лукашенко во вторник на совещании с членами правительства.
Коллективные силы для внутреннего применения
Говоря о КСОР, президент Белоруссии фактически вел речь о российских войсках – как о наиболее многочисленной и самой боеспособной их части.
КСОР были официально созданы в феврале 2009 года и представляют собой совместные военные силы стран-частниц ОДКБ – России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Основной целью создания общих военных сил было заявлено отражение внешней агрессии против стран-учасниц ОДКБ, совместные контртеррористические операции, а также борьба с наркотрафиком и ликвидация последствия чрезвычайных ситуаций.
Однако представительство военнослужащих стран ОДКБ в КСОР трудно назвать равноправным. Фактически, будущий воинский контингент, подразделения которого еще только предстоит сколотить и обучить взаимодействовать, состоит в основном из российских десантников. В основе его лежат части 98-й ("Ивановской") воздушно-десантной дивизии и 31-й ("Ульяновской") отдельной десантно-штурмовой бригады (на ее базе, кстати, готовятся все российские миротворцы). По паре бригад спецназначения в состав КСОР делегировали Казахстан и Белоруссия, прочие же участники пока ограничиваются чисто символическим участием.
У политологов, оценивающих заявление Лукашенко, возник ряд вопросов о границах полномочий военных сил ОДКБ, если применять их так, как предложил президент Белоруссии.
"КСОР не предназначались для решения внутренних проблем государств-членов ОДКБ" – напоминает директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин. По его мнению, высказанному в беседе с обозревателем РИА Новости, было бы неверно применять эти международные силы для подавления внутренних беспорядков. "Ведь при этом неизбежно встанет вопрос об отношении местного населения к подобным действиям: не будут ли они восприняты как иностранное вмешательство во внутренние дела?" – задается вопросом эксперт.
КСОР может угрожать превращение в инструмент вмешательства во внутренние конфликты государств ОДКБ, – полагают эксперты. "По сути, предлагается расширительная трактовка мандата КСОР, ведущая к нарушению принципа суверенитета" – прокомментировал ситуацию член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Кирилл Коктыш. Политолог напомнил, что, если рассматривать международную политическую традицию со времен Вестфальского мира 1648 года, то многосторонние союзы, как правило, старались избегать подобных правовых коллизий.
Эксперты скептически оценивают перспективы реализации инициатив белорусского президента. "Полагаю, российские лидеры будут максимально отстраняться от этой ситуации, где выигрыш России минимален, а политические издержки и риск обвинений в империализме очень высок" – говорит Кирилл Коктыш. Как "не имеющую перспективы" оценивает идею белорусского президента и Александр Шаравин.
Убегает зайчик мой…
"Курс белорусского рубля будет определять спрос и предложение", – заявил во вторник Александр Лукашенко.
По его словам, курс будет определяться на дополнительной торговой сессии валютно-фондовой биржи. "После запуска дополнительной сессии все обменные пункты банков обязаны проводить свободную продажу валюты населению по установленному курсу", – подчеркнул он.
На основной торговой сессии валютной биржи будет продаваться валюта "только для оплаты за поставленный газ, электричество и другие неотложные платежи, чтобы это был сдерживающий фактор роста цен", сказал Лукашенко. Он сообщил, что в этих целях подписал указ, согласно которому отменяются льготы по обязательной продаже валютной выручки предприятий. Сейчас все предприятия, работающие на экспорт, продают государству 30% валютной выручки по курсу Нацбанка.
Отправляя "зайчика" в свободное плавание, президент, тем не менее, дал поручение комитету государственного контроля поставить жесткий заслон тем, кто будет пытаться искусственно нагнетать обстановку, в том числе через СМИ. "Нацбанк должен ежедневно отлеживать ситуацию и при необходимости вмешиваться, сбивая спекулятивные атаки", – сказал Лукашенко.
"Не дай Бог, вы не стабилизируете ситуацию в финансовой сфере", – сказал Лукашенко, обращаясь к правительству и банкирам.
Вынужденная реформа
Эксперты говорят, что заявленная либерализация экономического курса Белоруссии – мера вынужденная.
"Это неизбежное и вынужденное решение. Было понятно, что властям не удастся удержать белорусский рубль на том уровне, на котором он в последнее время был", – пояснил РИА Новости руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич. (По курсу Нацбанка на 30 августа доллар стоит 5065 зайчиков", а на черном рынке – около 9 тысяч).
Девальвация курса белорусского рубля к доллару сразу на 56%, которая произошла в мае, была явно недостаточной, сказал в беседе с РИА Новости старший экономист ИК "Тройка Диалог" Антон Струченевский. "Рынок не нашел какой-то новой точки равновесия, и валюта продолжала обесцениваться, – пояснил он. – Сейчас в Белоруссии действует множественная валютная система, есть официальный курс, есть неофициальный курс, и разница между ними огромная. Это тормозит развитие экономики".
Решение "отпустить" курс национальной валюты повысит доверие к "зайчику", поскольку будет понятно, что его уровень – объективный и рыночный, и нет основания ожидать, что через неделю или две он обесценится, говорит Евсей Гурвич. "Это может привести к сокращению оттока капитала из Белоруссии", – полагает он.
С другой стороны, за этим решением должны последовать новые шаги по либерализации экономики. "Очень трудно иметь достаточно жестко управляемую экономику и свободно плавающий белорусский рубль", – говорит Евсей Гурвич.
Белоруссия ищет, где бы занять
Экономика Белоруссии серьезно зависит от внешней финансовой помощи. Минск постоянно нуждается в очередных траншах. Но сейчас Белоруссия не может занимать деньги на Западе, поскольку Европа ввела санкции в отношении страны после разгона антипрезидентских демонстраций и арестов оппозиционеров.
По этой же причине на днях прекратил сотрудничество с Минском один из крупнейших банков Великобритании Royal Bank of Scotland (RBS), в январе этого года участвовавший в выпуске еврооблигаций Белоруссии объемом 800 миллионов долларов.
Минск может рассчитывать на кредиты от стран из антикризисного фонда ЕврАзЭС. В ЕврАзЭС входят пять государств СНГ – Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.
Принятие мер по стабилизации ситуации в валютной сфере было одним из условий предоставления Белоруссии кредита в 3 млрд долларов за три года от ЕврАзЭС.
В июне Белоруссия получила первый транш этого стабилизационного кредита в 800 млн долларов.
Второй транш в 440 млн долларов был запланирован также на 2011 год, но представитель Евразийского банка развития, который управляет средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС, заявил 25 августа о возможности переноса срока выделения второго транша кредита.
Причина в том, что белорусская сторона не полностью исполняет взятые на себя обязательства по структурным реформам экономики. По словам представителя Евразийского банка развития, в частности, не проведена унификация курсов, не стабилизированы резервы, не восстановлено доверие к нацвалюте.
***
Эксперты не уверены, что курс белорусского рубля будет зависеть от спроса и предложения, как заявил президент Белоруссии. "Экономика Белоруссии не частная, а по большей части государственная, и курс валют так или иначе будет регулироваться, – полагает ведущий эксперт "Центра развития" Оксана Осипова. – Чтобы в Белоруссии состоялась экономическая либерализация, нужно менять валютное и банковское законодательство".
Лукашенко говорит о свободном плавании для "зайчика", но и о возможном вмешательстве Нацбанка при спекулятивной атаке. "Рынок фактически останется регулируемым, и ничего с этим в ближайшее время не сделать без изменений в экономике и институциональной среде", – говорит Осипова. Нужно отказаться от ограничений валютного курса административного или иного характера, говорит она. Антон Струченевский также опасается, что "опять начнется некая игра в популизм".
Теоретически сбивать спекулятивные атаки Нацбанк Белоруссии может за счет золотовалютных резервов. "Но резервов у Белоруссии мало, потому тратить им нечего, – говорит Струченевский. – Тут попытка выдать желаемое за действительное". По данным Нацбанка Белоруссии, в июле объем золотовалютных резервов (ЗВР) Республики Беларусь практически не изменился и на 1 августа 2011 года составил 4,15 млрд долларов США. Для сравнения: Объем внешнего долга Белоруссии сейчас превышает 10 млрд долларов. А, например, ЗВР России составляют 540 млрд долларов.
Белорусский рубль будет и дальше девальвироваться, говорят эксперты. "Проблема инфляции в Белоруссии не решена, проблема перегрева экономики также не решена, – перечисляет причины Струченевский. – Все это будет оказывать давление на белорусский рубль и приводить к более глубокой девальвации".
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции