Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.
Пока Генпрокуратура и руководство элитного медицинского университета имени Пирогова ищут виноватых в скандале со списками поступивших, среди которых оказалось несколько сотен "мертвых душ", депутаты Госдумы и эксперты предлагают менять систему ЕГЭ, из-за которой, по их мнению, произошедшее стало возможным.
Скандал вокруг "второго меда" разгорелся во вторник, когда московский программист Виктор Симак, помогая приятелю выбрать медицинский вуз для поступления, обнаружил, что по итогам так называемой первой волны зачислений в вуз поступили несуществующие абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ. Причем "мертвыми душами" оказались три четверти абитуриентов. Как такое получилось, сейчас пытаются выяснить Генпрокуратура, Рособрнадзор и руководство самого вуза.
Это не первый с момента введения ЕГЭ скандал, связанный с этой системой оценки знаний, но, несомненно, самый крупный, отмечают эксперты.
Ситуация вокруг "второго меда" привлекла внимание сенаторов и парламентариев, которые в один голос заявили о необходимости совершенствовать законодательство в сфере образования. Зампред комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов даже предложил депутатам провести собственное расследование инцидента, чтобы "знать все подводные камни, которые есть в действующем законодательстве".
Кто виноват?
Рособрнадзор обвинил в случившемся приемную комиссию, которая не проверила подлинность документов абитуриентов. Ректор вуза Николай Володин с этим согласился и пообещал наказать виновных, подчеркнув при этом, что речь идет о халатности, а не о злом умысле сотрудников вуза. Ректор предположил, что внести в списки несуществующих людей могли некие злоумышленники, чьи мотивы пока остаются неясными.
Программист, стоявший у истоков этого скандала, со своей стороны предположил, что это могут быть происки конкурентов. Он не исключил также, что вуз набирал "призраков", чтобы "отжать" всех льготников в первую и вторую волну зачислений, а в третью принять на обучение тех, кто действительно этого достоин.
Существует и третья, менее приятная для вуза версия: "мертвые души" могли быть сознательно внесены в списки поступивших для того, чтобы потом освободить места для "нужных" людей. Эту версию поддерживают и в Российском студенческом союзе (РСС). "Ходит слух о том, что существует практика того, что выпускается некоторое количество черных списков, в которых абитуриенты с высокими баллами просто занимают места в первую и вторую волну зачисления и не поступают, и на третий этап могут пройти те, кого по тем или иным причинам вузу выгодно взять", - сказал РИА Новости глава РСС Артем Хромов.
"Что-то не так в системе"
Как бы то ни было, этот скандал отражает в целом ситуацию с ЕГЭ, сказал РИА Новости зампред комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов. По его словам, такая ситуация может случаться, особенно в тех вузах, где традиционно высокие конкурсы.
Чтобы усовершенствовать законодательство в этой сфере, депутаты должны провести собственное расследование случившегося, считает он. "Нам это было бы нужно, потому что мы будем обсуждать закон об образовании, и мы должны знать все подводные камни, которые есть в действующем законодательстве, чтобы в дальнейшем такого не было", - пояснил депутат.
В Совете Федерации разделяют позицию парламентария. "Набравший в этом году обороты скандал с ЕГЭ в школе, а теперь и в вузе, говорит о том, что что-то не так в этой системе, и ее необходимо менять", - сказала РИА Новости глава комитета Верхней палаты по социальной политике, здравоохранению и образованию Валентина Петренко.
ЕГЭ, ставший с 2009 года обязательной формой итоговой аттестации выпускников школ, был призван унифицировать систему приема абитуриентов в вузы и исключить возможности для мошенничества как со стороны самих поступающих, так и со стороны вузов. Однако с введением нового вида аттестации появились и новые виды мошенничества.
Из самых громких скандалов можно вспомнить историю, когда госэкзамен за школьников сдавали студенты Московского физико-технического института. Громкий скандал произошел в этом году в Адыгее, где, по данным следствия, замминистра науки и образования республики организовала успешную сдачу ЕГЭ по русскому языку для определенного списка выпускников. Ну а использование выпускниками мобильных телефонов и скачивание ответов из интернета стало в этом году массовым явлением.
"Махинации комиссий"
Зачисление в вузы по результатам ЕГЭ проводится в три этапа. Сначала выпускники рассылают свои результаты ЕГЭ в те пять вузов, куда они хотели бы поступить. Вузы отбирают абитуриентов с самыми высокими результатами и включают их в первые списки поступивших. Дальше студенты, которые поступили в несколько вузов, выбирают из них один, освобождая таким образом места в других учебных заведениях. После этого начинается так называемая вторая волна зачислений: на освободившиеся места вузы зачисляют абитуриентов с чуть более низкими баллами.
Существует и третья, неофициальная волна зачислений, когда в некоторых вузах еще остаются свободные места, куда зачисляют людей с низкими результатами ЕГЭ. Такая система открывает вузам возможности для махинаций, убеждены эксперты.
Чтобы этого избежать, необходимо "ввести наряду с ЕГЭ другие механизмы, позволяющие вузам отбирать действительно достойных студентов", - сказала РИА Новости Валентина Петренко. Так, по ее мнению, имеет смысл ввести обязательные собеседования с участием экзаменационных комиссий. "Если бы у нас существовала такая обязательная система, а не просто отправлялись в чистом виде результаты ЕГЭ, таких "призраков" у нас не появилось бы", - считает Петренко.
Зампред думского комитета по образованию, член президентской комиссии по ЕГЭ Олег Смолин и вовсе выступает за отмену единого госэкзамена и считает необходимым предоставить выпускнику право решать, сдавать ЕГЭ или традиционную форму экзамена. "Я выступаю за отмену ЕГЭ в его современной форме. Этот факт во "втором меде" самый вопиющий, наверное, но далеко не единственный", - сказал Смолин РИА Новости в четверг.
Он напомнил, что ЕГЭ изначально задумывался как объективная форма оценки знаний и как метод борьбы с коррупцией. "На самом деле, уже в прошлом году стало известно, об этом сообщило МВД, что коррупция в результате введения ЕГЭ выросла в полтора раза", - подчеркнул он.
Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина считает, что проблема заключается не в самом едином госэкзамене, а в коррумпированности вузов и закрытости приемных комиссий. "Сегодня это, конечно, махинации все тех же закрытых приемных комиссий, которые пытаются протащить все те же старые схемы, приписать баллы ЕГЭ несуществующим людям, оставив за собой коррупционную схему, когда принимаются [студенты] не на основе прозрачной схемы баллов по ЕГЭ, а когда они сами хотят включать туда те или другие фамилии", - пояснила она в беседе с РИА Новости, добавив, что в приемные комиссии должны входить сторонние общественные наблюдатели.
Ну а пока механизм приема в вузы по итогам ЕГЭ не усовершенствован, студентам, их родителям и Рособрнадзору нужно проявлять бдительность, говорит Артем Хромов. "Необходимо все списки, которые вывешивают, сверить с федеральной базой сдавших ЕГЭ", - посоветовал глава РСС.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции