Иван Захарченко, РИА Новости.
Спецпредставитель США по КНДР Стивен Босуорт завершает в пятницу в Нью-Йорке двухдневную встречу с северокорейской делегацией полтора года спустя после того, как он в последний раз посетил Пхеньян. Его собеседник - Первый заместитель министра иностранных дел Северной Кореи Ким Ге Гван, знакомый американцам по шестисторонним переговорам о ядерной программе Пхеньяна.
Встречи проходят в постпредстве США при ООН напротив штаб-квартиры всемирной организации в Нью-Йорке, но не рассматриваются даже в качестве переговоров. В Вашингтоне их назвали "ознакомительными дискуссиями", то есть "прощупыванием" позиций двух стран, которые до сих пор формально находятся в состоянии войны после заключения перемирия в 1953 году.
Первый день в четверг закончился краткими, но оптимистичными заявлениями сторон о том, что беседа была "деловой" и "конструктивной".
Полтора года после последней такой "дискуссии" достаточно для того, чтобы остыли страсти после очередного накала разногласий, и общественность уже забыла, из-за чего диалог вокруг ядерной программы КНДР зашел в тупик. Отсюда и основной вопрос - почему именно сейчас администрация Соединенных Штатов пригласила высокого гостя из Пхеньяна в Нью-Йорк?
В западной печати не стали глубоко копать и анализировать, предположив, что либо "голодная" Северная Корея хочет чего-то просить, либо США возобновляют диалог с ней, чтобы Пхеньян не совершил каких-либо провокаций. Ибо, как показывает опыт прошлых лет, во время контактов с американцами ситуация на Корейском полуострове спокойная, а если про КНДР забывают, она мол напоминает о себе всякого рода "пакостями".
Такая логика вполне объяснима на общем негативном фоне в мировой печати вокруг северокорейского государства, которое обладает собственным ядерным оружием, хотя никто точно не знает, в каком количестве. Но время для приглашения в Нью-Йорк гостей из Пхеньяна вполне подходящее с точки зрения приближения предвыборной президентской компании в Соединенных Штатах.
Если обратиться к истории американо-северокорейских отношений последних двух с половиной десятилетий, можно увидеть, что каждый раз к концу срока президентства в Вашингтоне бывшие враги в Корейской войне неожиданно превращаются чуть ли ни в друзей. Даже предшественник Барака Обамы экс-президент Джордж Буш, который в свое время объявил КНДР частью международной "оси зла" наряду с тогдашним Ираком, к концу президентства решительно двинулся в сторону активизации отношений с Пхеньяном. Почему? Вероятно, потому что дипломатический успех в этом случае в той или иной степени обеспечен.
Дело в том, что сама Северная Корея уже несколько десятилетий стремится нормализовать отношения с Вашингтоном, чтобы заключить мирный договор вместо соглашения о перемирии, которым закончилась Корейская война 1950-1953 годов. Для этого всегда используется каждая возможность, и в США это знают.
Накануне начала нынешних переговоров в Нью-Йорке северокорейское агентство новостей распространило комментарий, в котором было подчеркнуто: "Для предотвращения конфронтации и столкновений на Корейском полуострове, ради установления длительного мира и обеспечения безопасности необходимо подписать договор о мире между КНДР и США вместо соглашения о перемирии, и это - первый шаг к решению проблем Корейского полуострова, включая ядерную".
С 2003 года ядерная проблема обсуждалась на переговорах, которую вели в Пекине дипломаты стран "шестерки" - России, Соединенных Штатов, Китая, КНДР, Южной Кореи и Японии. Но если к их началу у Пхеньяна были только экспериментальные ядерные разработки, которые переговорщики пытались остановить, то к концу Северная Корея создала ядерное оружие, испытав его дважды в 2006 и 2009 годах наряду с пусками ракет дальнего радиуса действия. После этого дальнейшие переговоры просто потеряли смысл, как бы того ни хотелось его участникам.
Вроде и договоренности были достигнуты многообещающие, но они так и остались на бумаге, так как в повестку дня партнеры Северной Кореи пытались затолкнуть вопросы, не имеющие прямого отношения к ядерной проблеме, но способные расстроить весь переговорный процесс. Тем более что не выполнялись взаимно оговоренные условия сделки - КНДР отказывается от ядерной программы, демонтирует задействованные в ней объекты, утилизирует отработанное топливо реакторов, а взамен получает помощь в развитии неядерной энергетики, гарантии безопасности и нормализацию отношений с США и Японией. Это единственные из крупных стран, которые до сих пор официально не признают входящую в ООН Северную Корею.
Но за время, прошедшее после 2009 года, ситуация осложнилась тем, что Пхеньян не просто ждал, когда в Америке снова захотят с ней говорить, а занимался урановой программой, которая облегчает производство ядерных вооружений. Логично предположить, что США на нынешних "дискуссиях" в Нью-Йорке нужно выяснить, насколько КНДР готова свернуть урановую программу, если возобновить шестисторонние переговоры, а попутно и узнать, в какой стадии эта программа находится. Со своей стороны Пхеньян вынужден демонстрировать покладистость, чтобы добиться отмены санкций, которые были введены ранее СБ ООН за его ракетные и ядерные испытания и фактически блокировали всю внешнюю торговлю северокорейского государства.
То есть сейчас речь идет уже о новой повестке дня ядерных переговоров с Северной Кореей, что дает широкий простор для дипломатии. Однако ожидать каких-то результатов весьма и весьма трудно. Прежде всего потому, что, даже если урановая программа будет свернута, а прочие ядерные объекты демонтированы, то уже имеющееся ядерное оружие КНДР на переговорах вообще не обсуждается. Всем партнерам Пхеньяна ясно, что быстрого успеха при таком обсуждении не достичь, а успех многим нужен именно быстрый.
Как раз поэтому наблюдатели обратили внимание на то, что в делегации США на нынешних встречах Ким Ге Гвана в Нью-Йорке не значится спецпосланник США по правам человека Роберт Кинг. Это означает, что раздражающий Пхеньян вопрос о гражданских свободах американцы решили на этот раз не поднимать, а сосредоточиться на ядерной проблеме.
Однако Пхеньян разоружаться не собирается, и его позицию озвучил 27 июля в рамках Генассамблеи ООН постоянный представитель КНДР во всемирной организации Син Сон Хо. По его словам, если крупнейшие ядерные государства действительно хотят нераспространения, они должны подписать договор об уничтожении ядерных вооружений. Этот договор, как отметил северокорейский дипломат, должен быть заключен в ограниченных временных рамках, быть проверяемым, необратимым и обязательным к исполнению.
То есть, иными словами, пока другие не разоружились, КНДР тоже разоружаться не будет, ставя тем самым под угрозу режим нераспространения. Ядерное оружие в Пхеньяне рассматривают как защиту от агрессии, если кому-то придет в голову извне сменить существующий там режим. Поводом для создания собственной атомной бомбы в Северной Корее стала война в Ираке, а нынешние события в Ливии, вероятно, только укрепили решимость северокорейских властей покрепче держаться за ядерное оружие и ракеты, способные достичь территории Южной Кореи, США и Японии.
На ближайшую перспективу КНДР добивается полной нормализации отношений с Соединенными Штатами для того, чтобы заключить договор о мире. Принципиальная договоренность двигаться к такому договору зафиксирована в совместном заявлении "шестерки" от 2005 года. Только тогда никто так и не смог договорится о том, что вначале - подписание договора или полное свертывание ядерной программы Пхеньяна.
Самое печальное то, что так и не договорятся, а если и договорятся, то до дела это не дойдет. Во-первых, США никогда не нормализуют отношения с КНДР как по идейным соображениям, так и из-за обязательств перед Республикой Корея признавать только ее законным государством на Корейском полуострове. Во-вторых, договор о мире с Пхеньяном не будет подписан, поскольку в таком случае у Вашингтона не останется повода для сохранения на юге Корейского полуострова 28 тысяч военнослужащих, пребывание которых южнокорейские налогоплательщики ежегодно оплачивают сотнями миллионов долларов.
Все это прекрасно понимают и в руководстве КНДР, не испытывая иллюзий в отношении Соединенных Штатов. Но потепление отношений ему просто необходимо как для "внутреннего потребления", так и для облегчения внешнеэкономической деятельности, позволяющей выжить. В любом случае, сейчас, когда в Пхеньяне идет стремительная подготовка к передаче власти Ким Чен Ыну - сыну и наследнику лидера страны Ким Чен Ира, показать народу успех во внешней политике было бы очень полезно и кстати.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции