Рейтинг@Mail.ru
Мердок и безразмерные границы медиаимперий - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мердок и безразмерные границы медиаимперий

Читать ria.ru в
Дзен
Скандал вокруг медиаимперии Руперта Мердока стремительно превращается в политический. С тяжелыми последствиями для британского правительства вообще, и для консервативного премьера Великобритании Дэвида Кэмерона в частности. Что, собственно, было неизбежно...

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

Скандал вокруг медиаимперии Руперта Мердока стремительно превращается в политический. С тяжелыми последствиями для британского правительства вообще, и для консервативного премьера Великобритании Дэвида Кэмерона в частности. Что, собственно, было неизбежно: из таких субстанций, как политика, полиция и печать при определенных условиях замешиваются очень едкие смеси. В Британии - как раз такой случай.

Скандал с доставкой для Кэмерона

Теперь, с уходом в отставку комиссара Скотланд-Ярда сэра Пола Стивенсона, дело, можно сказать, аккуратно положили прямо к дверям Даунинг-Стрит, 10. Комиссары Скотланд-Ярда просто так, без политических последствий, не подают в отставку. Некоторые британские газеты утверждают, что Стивенсон банально получил взятку отдыхом на шикарном SPA. И все это связано с империей Мердока.

Вслед за Полом Стивенсоном - уже в понедельник 18 июля - в отставку подал один из заместителей главы Скотланд-Ярда, Джон Йейтс.

Премьер Британии Дэвид Кэмерон в связи с последним развитием событий уже сократил свое турне по Африке и вернется в Лондон не через четыре дня, а во вторник, 19 июля, к заседанию парламентского комитета, посвященному делу News of the World.

Более того, Кэмерон сказал, что, возможно, ему придется прервать летние каникулы депутатов и начать широкое парламентское расследование. Это сулит много нехорошего и нынешнему премьеру, и бывшим; и министрам, и парламентариям, и полиции, и, естественно, газетам, радиовещательным компаниям (всем могут ужесточить надзорное регулирование). И на английскую прессу тоже брошена большая тень. Хотя, справедливости ради, надо бы заметить, что она в англоговорящем мире, да и в мире вообще, все равно остается образцом профессионализма. Здесь работают преданные профессии журналисты, ответственные, серьезные, глубокие и объективные, которые очень высоко держат планку. Есть, как теперь ясно, и совсем другие люди, но это - особая тема для разговора.

К самому премьеру сейчас тоже много вопросов, хотя сам он и не вызван ни на какие слушания. Пока. Говорят, что на них будет много сюрпризов.

Как могло так случиться, что в его аппарате на посту директора по коммуникациям работал Энди Коулсон? Он ушел с Даунинг-Стрит только в январе 2011 года, а до того был главным редактором все той же News of the World. Сам Кэмерон очень часто встречался с уже бывшим главой News International Ребекой Брукс (почти 40 раз), последний раз - на нынешнее Рождество. Советником шефа Скотланд-Ярда был Нил Уоллис, бывший зам главного редактора News of the World. И с Мердоком все британские премьеры были тоже большие друзья: какой же премьер откажется дружить с главой одного из крупнейших медиаконгломератов в мире (второе место по доходам после Walt Disney Company, крупнейшей медиаразвлекательной империи мира).

Слишком много совпадений. Обычно так идет классический процесс сращивания власти, бизнеса и информационных носителей. И параллельно - создание олигополии на информационном рынке, когда здесь начинают доминировать всего несколько крупных фирм. И Европа, и Америка уже довольно давно идут по этому пути. При этом происходит сращивание развлекательной составляющей с информационным сектором при сжатии последнего. А это ведет к его качественным изменениям, примитивизации подачи новостей, упору на скандалы - от политики до шоу-бизнеса.

И надо сказать, что Мердок здесь не самый большой нарушитель приличий. У него просто колоссальные масштабы. Его News Corporation (в ней газеты, теле, радио, интернет-провайдеры, развлекательные компании, киностудии, издательские дома), как уже говорилось, стоит на втором месте после Walt Disney Company. В пятерку входят далее Time Warner, CBS Corporation и Viacom.

Концентрированные излишества

Но по процентной концентрации инструментов для обработки общественного мнения в одних руках всех превосходит Il Cavaliere, премьер Италии Сильвио Берлускони. Неспроста же он рекордсмен и по числу раз, и по суммарной длительности пребывания на премьерском посту за всю послевоенную историю страны.

Через холдинг Fininvest Сильвио Берлускони - неутомимый и боевой любитель женщин, власти и острого слова - владеет компанией Mediaset. Ей, в свою очередь, принадлежат 3 из 7 национальных телеканалов Италии. В его руках - один из крупнейших издательских домов Arnoldo Mondadory Editore, крупнейшее рекламное агентство Publitalia. Через брата он контролирует популярный еженедельник IL Giornale, а на бывшую жену записана еще одна газета - Il Foglio. Это не считая множества тематических, региональных и специальных изданий. Более того, как премьер Сильвио определяет информационную политику еще трех государственных телестанций Италии, входящих в систему государственного вещания RAI.

Если учесть и это, то Берлускони единолично контролирует 90% всего информационного рынка Италии. Многие критики премьера говорят, что будь итальянцы поразборчивее, читай они побольше (в основном все новости итальянцы узнают из телевидения и радио, а они принадлежат или контролируются Берлускони), и премьеру вряд ли удавалось бы столько раз соблазнять Италию на выборах.

Вот еще пример - Чехия, правда, здесь "вывих" не в сторону "единоличности", а зарубежной доминанты. На 80% все газеты и журналы страны контролируются всего двумя медиаконцернами: германской Reinisch-Bergische Druckerei und Verlagsgesellschaft и швейцарской Ringier. По сути, в стране осталась единственная чисто чешская, без иностранного капитала газета, левоцентристская Právo. Когда чехов спрашивают, как такое могло получиться и нет ли здесь явного перебора, они обычно отвечают, что все это наглядное воплощение принципа полной рыночной свободы в стране.

Положение, при котором разумная достаточность границ медиаимперий определяется исключительно владельцами этих империй, вызывает исключительно грустные мысли. Уж очень не радует побочный результат этого процесса.

Журналистика, увы, уже утрачивает признаки интеллектуального производства и становится исключительно товаром. Особенно в информационной области. Товаром, с его потребительской (кому это нужно) и товарной (какие затраты на производство) стоимостью.

Здесь, конечно, случаются весьма занятные повороты. Как было, к примеру, с покупкой в 2009 году лондонской вечерней Evening Standard и в 2010 году ежедневной Independent российским банкиром Александром Лебедевым. London Evening Standard с тех пор удвоила тираж, а к Independent Лебедев теперь добавил электронное издание “I”. Особую пикантность всем этим приобретениям придает тот факт, что Лебедев в прошлом был сотрудником столь нелюбимого британцами советского КГБ, чего, собственно, никогда и не скрывал. Все его газеты при нем сохранили полную редакционную независимость.

У Мердока, наоборот, есть небольшой след и в России. Опосредованно, через Financial Times и Wall Street Journal, его News Corp. владеет частью акций наших "Ведомостей". В России, кстати, высокой концентрации "печатной собственности" в одних руках не наблюдается.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала