Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.
Заявление официального представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина о том, что следствие по делу об убийстве чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой (ее похитили и убили ровно два года назад - 15 июля 2009 года) будет продлено до 15 ноября, - это знак уважения к гражданскому обществу.
По сути дела, это озвученное через РИА Новости заявление следователя стало ответом на опасения правозащитников, высказанные ими на встрече с президентом Медведевым 5 июля этого года. Правозащитники поделились с президентом своими опасениями о том, что следствие, обвиняя в преступлении чеченских боевиков, идет по ложному следу. Тогда же главе государства был отдан доклад правозащитных организаций и "Новой газеты" на эту тему.
Итак, сам факт реакции следствия на тревогу правозащитников - явление отрадное и не столь уж частое в наши времена. А вот содержание этой реакции вряд ли понравится авторам правозащитного доклада. Устами Маркина следствие еще раз подтвердило, что придерживается той самой версии, которую правозащитники оспаривают. По этой версии, Эстемирову, сотрудницу правозащитного центра "Мемориал", похитили члены банды Ислама Успахаджиева. Непосредственным исполнителем убийства, по версии следствия, стал скрывшийся за границей бандит Алхазур Башаев, которого незадолго до этого Эстемирова через СМИ обвинила в вербовке боевиков и нападении на семью московского бизнесмена. Согласно следствию, мотив преступления - месть.
У правозащитников эта версия не вызывает доверия. Свидетели видели, как Эстемирову затолкали в машину рядом с ее домом на улице Богдана Хмельницкого. Женщина даже успела крикнуть, что ее похищают. Потом ее тело нашли в окрестностях села Гази-Юрт в соседней Ингушетии. Коллеги Эстемировой не верят, что убийцы могли быть не связаны с правоохранительными органами. Как они могли бы везти похищенную по территории Чечни, где за проезжающими зорко следят на блокпостах, да и местные жители не оставляют незамеченным ни подозрительного человека ни вообще любого чужака, включая водителей автомобилей?
Тем не менее, Маркин утверждает, что у версии следствия есть мощная доказательная база. Проведены 83 судебных экспертизы, допрошено в качестве свидетелей более тысячи человек. Все эти доказательства "свидетельствуют о неопровержимости причастности Башаева к совершению убийства Эстемировой".
Эксперт "Мемориала" Александр Черкасов возражает, что те факты, с которыми правозащитникам удалось ознакомиться, не дают стопроцентной уверенности в том, что убийца - Алхазур Башаев. К тому же, последний, по мнению "Мемориала", является очень удобным козлом отпущения - Башаева в Чечне (а, похоже, и в целом в России) нет. Черкасов приводит версию, что Башаев был убит еще осенью 2009 года во время удара с воздуха по его незаконному вооруженному формированию. А когда главный убийца то ли за границей, то ли на том свете, внимание к делу спадает - такова людская психология.
В целом прошедшие после смерти Эстемировой два года дали смешанные итоги. Защита прав человека - это борьба, и было бы наивно ожидать, что расследование гибели правозащитницы борьбой не будет. В ряде эпизодов российское правосудие сумело сохранить верность принципам. Благодаря требованию президента Медведева расследовать трагедию на приоритетном уровне, делом Эстемировой занялись не местные чеченские следователи, а следственное управление по Северокавказскому федеральному округу. В июне этого года мировой судья Хамовнического района Москвы Карина Морозова не признала главу "Мемориала" Олега Орлова виновным в клевете на главу Чечни. Президент Медведев лично следит за ходом расследования дела Эстемировой.
Были ли поражения? Конечно, они тоже были. Убийца (кто бы он ни был) пока не привлечен к ответственности. Но, как гласит древняя мудрость, борьба - это цепь поражений, которые ведут к победе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции